Школа развития речи

    ·         Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложат основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Обучающиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Что в свою очередь усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

·          Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников составлению текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст- повествование, текст- описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

·         Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение обучающихся нормам построения и образования предложений, развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения.

·         Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка.  

·         Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

·         Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией: работать с учебной книгой, анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты (сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения и др.)

·         Программа предполагает организацию проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

    Содержание программы способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Педагоги

Головинская Марина Николаевна, учитель начальных классов

Власова Ирина Владимировна,учитель начальных классов

Танкова Мария Викторовна,учитель начальных классов

Курагина Светлана Викторовна,учитель начальных классов

Минина Ирина Михайловна,учитель начальных классов

Белошапкина Ирина Леонидовна,учитель начальных классов

Зайцева Юлия Федоровна,учитель начальных классов

Ахадова Саадат Фарруховна,учитель начальных классов

Пельменева Кристина Андреевна, учитель начальных классов

Мурзина Лариса Мансуровна, учитель начальных классов

Ананьева Лариса Станислововна, учитель начальных классов

Чернова Юлия Федоровна, учитель начальных классов

Содержание программы

раздел 1.Речь
раздел 2.Культура речи
раздел 3.Слово
раздел 4.Предложение и словосочетание
раздел 5.Стили речи
раздел 6.Текст
раздел 7.Культура общения

Цели программы

Развитие речи учащихся на основе системы развивающих занятий.

Результат программы

В результате обучения по данной программе обучающиеся должны:

·  овладеть начальными представлениями о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;

·  освоить основные понятия и правила из области культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);

Планируемые результаты освоения учебного предмета

   Предметом промежуточной оценки освоения данной программы являются индивидуальные образовательные достижения обучающихся.

   Предметом итоговой оценки освоения обучающимися данной программы должно быть достижение планируемых

личностных, предметных и метапредметных результатов.

Личностные результаты
·         сформированность у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

·         уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей;

·         самостоятельность в поиске решения различных речевых задач;

·         сформированность духовных и эстетических потребностей;

·         готовность к отстаиванию своего мнения;

·         отработанность навыков самостоятельной и групповой работы.

Метапредметные (универсальные) результаты
Регулятивные УУД:

·         проговаривать последовательность действий на уроке;

·         учиться работать по предложенному учителем плану;

·         учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

·         учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

·         ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

·         делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

·         добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

·         перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

·         уметь донести свою позицию до собеседника;

·         уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);

·         уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

·         уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;

·         учиться согласованно работать в группе: учиться планировать работу в группе; учиться распределять работу между участниками; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы.

Предметные результаты
·         учащиеся будут демонстрировать сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

·         учащиеся будут иметь представление о:

- многозначных словах, омонимах, омофорах, омофонах, фразеологизмах;

- изобразительно-выразительных средствах языка: метафорах, сравнениях, олицетворениях, эпитетах;

- стилях речи: разговорном и книжном;

- типах текста;

·         учащиеся будут уметь:

- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по образцу;

- определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

- быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи.

Особые условия проведения

        Преимущество данной программы выражено в том, что обучение на занятиях «Школа развития речи» происходит путем специальной организации речевой практики и использования речевых упражнений, направленных на восполнение лексико-грамматических обобщений в качестве исходной основы, формирующей и развивающей самостоятельную речевую деятельность детей.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся в учебном кабинете. Оборудование: классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов.

Наличие технических средств обучения: интерактивная доска, мультимедийный проектор; ноутбук.

Учебный комплект на каждого обучающегося: тетрадь, ручка, карандаш.