«Шахматы» базовый уровень сложности

     Шахматы – это настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта.

     Шахматы являются одним из популярных видов спорта во всем мире. Шахматы, как вид соревновательной деятельности относятся, в общей классификации к группе абстрактно-игровых видов спорта, исход состязаний в которых в решающей мере определяется не двигательной активностью спортсмена, а абстрактно-логическим обыгрыванием соперника. Эта особенность шахмат, несомненно, оказывает определенное влияние и на систему подготовки, в которой в отличие от других видов спорта центральное место занимает профессиональная шахматная подготовка, а физическая подготовка решает лишь задачи общего характера, например, развитие общей выносливости.

     Процесс шахматной тренировки состоит из базовой подготовки, которая направлена, прежде всего, на всестороннее шахматное образование и развитие необходимых качеств шахматиста-спортсмена.

     Вид спорта шахматы включает в себя следующие дисциплины: классические шахматы (классика), быстрые шахматы (рапид), блиц.

Педагоги

     1. Петрова Светлана Менандровна – тренер-преподаватель первой квалификационной категории. Образование – высшее, в 1968 году окончила "Краснодарский государственный педагогический институт". Специальность – "Математика". Квалификация – "Учитель математики средней школы".

     2. Ушаков Евгений Михайлович – тренер-преподаватель первой квалификационной категории. Образование – высшее, в 1988 году окончил "Красноярский инженерно-строительный институт". Специальность – "Промышленное и гражданское строительство". Квалификация – "Инженер-строитель". В 2016 году прошел повышение квалификации в АНО ДПО "Институт дистанционного повышения квалификации гуманитарного образования" на тему: "Психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности педагога в рамках ФГОС".

     3. Юрко Александр Анатольевич – тренер-преподаватель первой квалификационной категории. Образование – высшее, в 1992 году окончил "Лесосибирский государственный педагогический институт". Специальность – "Математика и физика". Квалификация – "Учитель математики и физики".

Содержание программы

     1.Предметная область "Теоретические основы физической культуры и спорта".

     Цель: приобретение обучающимися определённого минимума знаний, имеющих актуальное значение для определения предназначения спорта и образовательного процесса в формате реализации Программы.

  • История развития спорта.
  • Роль физической культуры и спорта в современном обществе.
  • Прикладное направление физической культуры.
  • Спортивное направление.
  • Основы законодательства в области физической культуры и спорта.
  • Умения и навыки гигиены.
  • Режим дня, основы закаливания организма, основы здорового образа жизни.
  • Техника безопасности. Предупреждение спортивного травматизма.
  • Терминология вида спорта.
  • Врачебный контроль.
  • Самоконтроль.
  • Педагогический контроль.

     2. Предметная область "Общая физическая подготовка".

     Цель: содействие развитию основных физических качеств, становлению навыка двигательных и тактических действий.

     3. Предметная область "Специальная физическая подготовка".

     Цель: развитие двигательных способностей и комплексных качеств, отвечающих специфическим требованиям соревновательной деятельности в виде спорта.

     4. Предметная область "Вид спорта".

     Цель: комплексное развитие, совершенствование и проявление в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности обучающихся в условиях развития ключевых компетенций.

     5. Предметная область "Различные виды спорта и подвижные игры".

     Цель: расширение двигательной сферы обучающихся как фундамента для роста двигательных и технических навыков в виде спорта.

     6. Предметная область "Развитие творческого мышления".

     Цель: развитие логического мышления, умения сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности и самостоятельно находить решения поставленной задачи; умения концентрировать внимание, находиться в готовности совершать двигательные действия.

     7. Предметная область "Хореография и (или) акробатика".

     Цель: развитие и совершенствование двигательных способностей и физической подготовленности человека, воспитание культуры движений, развитие артистичности и музыкальности.

     8. Предметная область "Специальные навыки".

     Цель: формированию психической целеустремленности, самостоятельности в постановке и реализации целей, принятии решений, воспитание воли. Мотивация спортсмена направлена на:

  • достижение определенного результата на соревнованиях и в процессе подготовки;
  • умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для избранного вида спорта специальными навыками;
  • умение развивать профессионально необходимые физические качества по избранному виду спорта "шахматы";
  • умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении физических упражнений.

     9. Предметная область "Спортивное и специальное оборудование".

     Цель: формирование у обучающихся знаний варианта спортивной экипировки (спортивного оборудования и (или) инвентаря) и умений ухода соответственно виду спорта.

Цели программы

     Освоение обучающимися содержания Программы соответственно году обучения в условиях формирования ключевых компетенций.

Результат программы

     1. В предметной области "Теоретические основы физической культуры и спорта" будет знать:

  • историю развития спорта в России;
  • место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;
  • основы законодательства в области физической культуры и спорта;
  • умения и навыки гигиены;
  • режим дня, основы закаливания организма и здорового образа жизни;
  • формирование осознанного отношения к физкультурно-спортивной деятельности, мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

     2. В предметной области "Общая физическая подготовка" будет уметь:

  • укреплять здоровье, иметь разностороннее физическое развитие, способствующее улучшению приспособленности организма к изменяющимся условиям внешней среды;
  • повышать уровень физической работоспособности и функциональных возможностей организма, что содействует гармоничному физическому развитию, как основы дальнейшей специальной физической подготовки;
  • развивать физические способности и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятиям шахматами и формированию двигательных умений и навыков;
  • освоит комплексы общеподготовительных, общеразвивающих физических упражнений;
  • будет воспитано уважение к нормам социального поведения и проявления социально значимых качества личности;
  • получит коммуникативные навыки, опыт работы в команде (группе); приобретёт навыки проектной и творческой деятельности.

     3. В предметной области "Вид спорта":

  • будет развита потребность к физическому развитию и стремлению развивать физические способности в соответствии со спецификой вида спорта "шахматы";
  • сможет демонстрировать владение основами техники и тактики вида спорта "шахматы";
  • научится выполнять комплексы подготовительных и подводящих физических упражнений;
  • освоит соответствующие возрасту, полу и уровню подготовленности тренировочные нагрузки;
  • будет знать требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке в виде спорта "шахматы" и требования техники безопасности на занятиях;
  • приобретёт опыт участия в физкультурных и спортивных мероприятиях; будет знать и освоит основы судейства соревнований по шахматам.

     4. В предметной области "Различные виды спорта и подвижные игры" будет уметь:

  • точно и своевременно выполнять задания, связанные с правилами вида спорта "шахматы" и подвижных игр;
  • развивать физические качества по виду спорта, средствами других видов спорта и подвижных игр;
  • соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении упражнений;
  • приобретет навыки сохранения собственной физической формы.

     5. В предметной области "Развитие творческого мышления" научится:

  • развивать изобретательность и логическое умение сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения поставленной задачи;
  • развивать концентрированность внимания, находиться в готовности совершать двигательные действия.

     6. В предметной области "Хореография и (или) акробатика" будет уметь:

  • определять средства музыкальной выразительности;
  • выполнять комплексы специальных хореографических и (или) акробатических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств в виде спорта;
  • соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении упражнений;
  • приобретет навыки музыкальности, пластичности, выразительности, артистичности, импровизации.

     7. В предметной области "Специальные навыки":

  • сможет демонстрировать точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для шахмат специальными навыками;
  • сможет развивать профессионально необходимые физические качества по виду спорта;
  • научится использовать необходимые меры страховки и самостраховки и овладеть средствами и методами предупреждения травматизма;
  • будет соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении физических упражнений.

     8. В предметной области "Спортивное и специальное оборудование" будет:

  • знать устройства спортивного и специального оборудования по виду спорта "шахматы";
  • уметь использовать спортивное и специальное оборудование для достижения спортивных целей;
  • приобретет навыки содержания и ремонта спортивного и специального оборудования.

Особые условия проведения

Отсутствие медицинских противопоказаний.

 

Программа реализуется по следующим адресам:

1. Пинчугская школа, ул.Ленина 22 "Б".

2. Богучанская школа № 4, ул.Центральная 35.

3. Богучанская школа № 2, ул.Перенсона 9.

4. Богучанская школа № 1, ул.Октябрьская 63.

Материально-техническая база

1. Доска шахматная демонстрационная с фигурами демонстрационными.

2. Доска шахматная с фигурами шахматными.

3. Интерактивный комплект (мультимедийный проектор, экран, специальное программное обеспечение для вида спорта шахматы).

4. Мат гимнастический.

5. Мяч набивной (медицинбол) от 1 до 5 кг.

6. Турник навесной для гимнастической стенки.

7. Секундомер.

8. Стол шахматный.

9. Стулья.

10. Часы шахматные.