Основы военной службы

Изучение «Основ военной службы» в кадетских корпусах Красноярского края проводится с целью дать кадетам знания, навыки и умения, необходимые для дальнейшего успешного обучения в высших военно – учебных заведениях, привить им волевые и командирские качества, методические навыки, позволяющие выполнять обязанности командиров курсантских отделений.

Изучение «Основ военной службы» должно быть тесно связано с воинским воспитанием. При этом особое внимание должно быть уделено воспитанию у кадет беззаветной преданности Отечеству, выработке у них высокого сознания общественного и воинского долга, дисциплинированности, любви к военной службе и профессии офицера, чувства гордости, стремления добросовестно выполнять служебные обязанности, постоянно совершенствовать свои военные знания.

Педагоги

Кулаков Александр Николаевич, педагог дополнительного образования первой категории

Литвиненко Александр Николаевич, педагог дополнительного образования высшей категории

Содержание программы

Военно – гуманитарная подготовка.

Занятия по военно – гуманитарной подготовке проводят офицеры – преподаватели. При организации занятий особое внимание обращается на развитие кадет, воспитание у них патриотизма, верности воинскому долгу, формирование умений, помогающих самостоятельно разбираться в сложностях современной жизни.

Преподавание предмета должно осуществляться путем проведения бесед, рассказов, лекций и обеспечивать освоение учебного материала каждым кадетом. Закрепление знаний проводится на семинарских занятиях.

Тактическая подготовка.

Тактика должна быть тесно связана с другими предметами обучения военной подготовки. Занятия по тактико – специальным предметам должны проводиться в тесной взаимосвязи с тактикой и обеспечивать получение кадетами необходимых знаний, навыков и умений для практических занятий по тактике. На каждом занятии по тактике необходимо совершенствовать знания и навыки кадет, полученные по другим предметам военной подготовки. В основу обучения кадет должно быть положено практическое освоение ими приемов и способов действий солдата в бою.

Основными видами учебных занятий являются теоретические (классные) занятия, тактико – строевые занятия, групповые упражнения, тактические учения. Тактико – строевые занятия проводятся в целях обучения кадет технике выполнения приемов и способов действий солдата и отделения в различных видах боя. Отработка учебных вопросов на тактико – строевых занятиях проводится по элементам, затем слитно с повторением изучаемых тактических приемов и действий до правильного, слаженного и быстрого выполнения их кадетами.

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Первые занятия по Положению о кадетских школах – интернатах и общевоинским уставам проводят директора кадетских корпусов и их заместители. Они объясняют кадетам задачи и цели кадетских корпусов, организацию обучения и воспитания в них. Остальные занятия проводят преподаватели и командиры рот. По наиболее сложным темам программы с руководителями занятий управлением корпуса проводятся инструкторско – методические и показные занятия.

Огневая подготовка.

При проведении занятий по огневой подготовке особое внимание уделяется демонстрации высоких боевых свойств стрелкового оружия, его преимущества над оружием основных армий мира. Кадетам прививается любовь и бережное отношение к своему оружию.

Материальная часть и основы стрельбы изучаются кадетами на занятиях в классе. В последующем знания закрепляются и совершенствуются на стрелковых тренировках, полевых занятиях с оружием и во время ухода за ним. При изучении материальной части оружия особое внимание обращается на выработку у обучаемых твердых навыков разборки, сборки, чистки и смазки оружия.

Строевая подготовка.

Строевая подготовка кадет включает одиночное строевое обучение действиям в строю подразделения в пешем порядке, обучение выполнению обязанностей командира отделения, взвода по управлению строем и методику проведения занятий по строевой подготовке с отделением. Основой строевой подготовки является одиночное строевое обучение кадет.

Совершенствование строевой выучки кадет и их практических навыков проводится на занятиях по всем изучаемым дисциплинам в повседневной жизни, при несении службы, построениях и передвижениях, подготовке и проведении строевых смотров, воинских ритуалов, при исполнении строевых песен и в ходе других мероприятий.

РХБЗ

В результате изучения предмета кадеты знакомятся с приборами радиационной и химической разведки, порядком их использования, средствами специальной обработки вооружения и личного состава; со способами оказания первой медицинской помощи при поражении ядерным, химическим, биологическим оружием.

Занятия по изучению поражающих свойств оружия массового поражения проводятся с использованием наглядных пособий, диафильмов. Особое внимание уделяется воспитанию у кадет уверенности в том, что при быстром и умелом использовании имеющихся средств и способов защиты потери личного состава от ОМП резко сокращаются.

На занятиях сначала изучается устройство и оборудование различных укрытий, затем отрабатывается навык порядок пользования убежищем, блиндажом, а также порядок действия личного состава при вспышке ядерного взрыва и внезапном применении противником химического, бактериологического и зажигательного оружия.

Практические навыки, полученные кадетами по оружию массового поражения и защите от него, совершенствуются на занятиях по тактике, огневой подготовке и другим предметам.

Военно – инженерная подготовка.

Цели программы

Цели изучения "Основ военной службы"

Дать кадетам знания, навыки и умения, необходимые для дальнейшего успешного обучения в высших военно – учебных заведениях.

Привить учащимся волевые и командирские качества, методические навыки, позволяющие выполнять обязанности командиров курсантских отделений.

Воспитать у кадет беззаветную преданность Отечеству, выработать у них высокое сознание общественного и воинского долга, дисциплинированности, любовь к военной службе и профессии офицера, чувство гордости, стремление добросовестно выполнять служебные обязанности, постоянно совершенствовать свои военные знания.

Результат программы

Ожидаемый результат:

В результате изучения предмета кадеты должны следующее:

Знать:

Основные даты и события из истории создания Вооруженных сил России;

Организационную структуру Вооруженных сил России;

Функции и основные задачи современных Вооруженных сил;

Законодательную основу общевоинских уставов Вооруженных сил РФ, их основные требования и Положение о кадетских школах – интернатах;

Обязанности солдата, командира отделения, заместителя командира взвода;

Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата, ручного пулемета, ручного противотанкового гранатомета и ручных осколочных гранат;

Основные положения из внутренней и внешней баллистики;

Правила стрельбы из стрелкового оружия;

Порядок проведения стрельб и меры безопасности при проведении стрельб;

Боевые свойства и поражающие факторы ядерного, химического, зажигательного и бактериологического оружия;

Цели, средства и способы маскировки, элементы и размеры окопа на отделение;

Способы измерения и ориентирования на местности по карте и без карты;

Тактико – технические характеристики и общее устройство радиостанций ротной сети; средства телефонной связи мотострелкового батальона, правила ведения радиопередач и порядок подачи команд и сигналов;

Основные требования личной и общественной гигиены военнослужащих;

Способы оказания первой медицинской помощи.

Уметь:

Объяснить свое понимание и оценку наиболее значительных событий в истории Вооруженных сил России;

Анализировать и оценивать события прошлого и настоящего в жизни армии;

Выполнять приемы и способы действия солдата в бою в пешем порядке;

Выполнять нормативы по тактической и тактико – специальной подготовке;

Подавать команды на открытие огня из стрелкового оружия;

Передавать команды и сигналы по радио;

Командовать отделением в различных видах боя;

Применять требования общевоинских уставов при выполнении общих обязанностей военнослужащих и требований к кадетам;

Точно выполнять и правильно применять положения общевоинских уставов при несении внутренней и караульной служб, организации жизни и быта личного состава подразделения;

Готовить оружие и боеприпасы к стрельбе и содержать их в боевой готовности;

Вести разведку целей наблюдением, определять дальности до них и правильно давать целеуказания;

Вести меткий огонь из оружия по подвижным, появляющимся и движущимся целям с места;

Выполнять обязанности командиров подразделений и солдат перед построением и в строю, строго соблюдать правила ношения военной формы одежды;

Уверенно и четко выполнять строевые приемы на месте и в движении без оружия и с оружием, отдавать воинскую честь, выходить и становиться в строй, подходить к начальнику и отходить от него;

Правильно действовать в строях отделения, взвода роты в пешем порядке, управлять ими;

Организовать и методически правильно проводить занятия по строевой подготовке с личным составом отделения, совершенствовать строевую выучку подчиненных в повседневной деятельности;

Проводить самоокапывание в бою;

Оборудовать окоп для стрельбы с колена, стоя, проводить его маскировку;

Читать топографические карты и выполнять простейшие измерения по ним;

Определять свое местонахождение, ориентироваться на местности по карте и без карты;

Совершать движение по азимутам днем и ночью;

Составлять схему местности и карточку огня отделения;

Работать на радиостанциях ротной сети; развертывать и эксплуатировать телефонные станции малой емкости;

Накладывать повязки, использовать табельные и подручные средства для остановки кровотечения, проводить непрямой массаж сердца, искусственное дыхание;

Выносить раненых с поля боя, извлекать из БМП, БТР, инженерных сооружений.

Особые условия проведения

При обучении кадет соблюдается логическая последовательность в изучении тем и предметов обучения. Существующая в войсках и в военных институтах методика проведения занятий творчески переосмысливается преподавателями и реализуется с учетом возрастных и психологических особенностей кадет. На занятиях по тактической, огневой подготовке и другим предметам отрабатываются нормативы, предусмотренные данной программой.

В целях предупреждения несчастных случаев и аварий на всех занятиях, стрельбах, при изучении и использовании имитационных средств, а также при обслуживании техники, выполнении работ и проведении спортивных мероприятий строго соблюдаются правила и меры безопасности.

Материально-техническая база

Мебель:

Компьютерный стол, стол учителя

Доска классная

Шкаф для хранения учебных пособий

Сейф оружейный

Технические средства обучения

Компьютер преподавателя

Проектор

Экран

Диапроектор или оверхэд (графопроектор)

Средства телекоммуникации

 


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)

Войсковой прибор дозиметрической разведки (ДП – 5В)

Бытовой дозиметр

Компас

Транспортир

Бинт марлевый 10×15

Вата гигроскопическая нестерильная (пачка по 50 г.)

Вата компрессная (пачка по 50 г.)

Жгут кровоостанавливающий резиновый

Косынка перевязочная

Ножницы для перевязочного материала (прямые)

Повязка малая стерильная

Шприц-тюбик одноразового пользования

Шинный материал (плотные куски картона, рейки т.п.) длиной от 0,7 до 1,5м

Противогаз

Общезащитный комплект

Респиратор

Аптечка индивидуальная (АИ-2)

Противохимический пакет

Носилки санитарные

Противопыльные тканевые маски

Ватно-марлевая повязка

Тренажер для оказания первой помощи

Стрелковый тир

Плакаты настенные по стрелковому оружию

Набор плакатов по следующим темам:

Индивидуальные средства защиты

Действие населения в ЧС техногенного характера

Действия населения в ЧС природного характера

Защита населения в ЧС мирного и военного времени

Первая медицинская помощь

Гражданская оборона

Терроризм – угроза обществу

Действия при пожаре

Ядерное, химическое и бактериологическое оружие