Астрофизика

Астрофизика – познавательный естественно-научный курс. Его автор – Роман Морячков, современный ученый, который проводит собственные исследования, участвует в научных конференциях по всему миру и отлично ладит с детьми!

 

Он приглашает их в мир науки: рассказывает о ней так, что хочется тут же начать читать энциклопедии, «гуглить» статьи, стремиться к познанию. «Роман Владимирович – очень заинтересованный человек, он сам постоянно учится, совершенствуется в своей сфере. С ним интересно общаться! Видно, что ему важно убедиться в том, что мы поняли все, о чем он говорит», – так рассказывают ученики курса о своем педагоге.

 

На занятиях дети знакомятся с научными методами астрономии, понимают, как применить знания физики при изучении космоса, пишут научно-практические проекты, совершают открытия.

 

В 2019 году наши ученики заняли II место в международном конкурсе «Поймай звезду» – «Catch a Star» Европейской ассоциации астрономического образования (EAAE) и Европейской южной обсерватории (ESO). Красноярские школьники стали первыми участниками-победителями из России за всю историю конкурса! Ребята сами проводили исследования, делали расчёты, использовали профессиональные инструменты астрономов, потом перевели проект на английский язык и оформили его как научный труд. Участие в конкурсе стало прекрасным опытом: дети научились работать в команде, распределять обязанности, последовательно идти к цели, вести научное исследование, поверили в свои силы, познакомились на практике с работой учёных-астрофизиков и получили дипломы от EAAE.

 

Как отмечают родители, у наших учеников появляется глубинное понимание физики, математики. Они учатся выделять главное, структурировать свои мысли и легче справляются со сложными нестандартными задачами.

 

Курс включает в себя теорию и практику, в том числе экскурсии в городские обсерватории, наблюдения небесных объектов в телескопы прямо во дворе Технопарка, поездки за город для наблюдений, астросъемку, лекции и дискуссии от профессионального объединения любителей астрономии "КрасАстро".

 

Изучение астрофизики расширит кругозор, поможет ребенку сформировать глубокий взгляд на мир, а может быть и выбрать свой будущий профессиональный путь: стать инженером космических технологий, изобретателем или астрофизиком?

 

Узнать о нас больше можно на нашем сайте, а также в нашей группе ВКонтакте и Инстаграме.

 

Педагоги

Роман Владимирович Морячков – педагог дополнительного образования, ученый- физик, аспирант Института физики им. Л.В. Киренского СО РАН, младший научный сотрудник ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН». Умеет рассказать о своей работе просто и интересно, показать на практике работу учёного.

Пишет научные статьи в мировые издания, выступает на конференциях, проводит научные эксперименты. Многократный обладатель грантов на научные проекты и исследования. Участник профильных международных школ и семинаров.

Научные интересы: структурная биофизика, ДНК/РНК аптамеры, малоугловое рентгеновское рассеяние, синхротронное излучение, установки класса Мега-Сайенс.

Соорганизатор Красноярского объединения любителей астрономии "КрасАстро".

Содержание программы

1. Что такое Вселенная? Почему она бесконечна, и так ли это на самом деле? Сколько все-таки звезд на небе?

Как устроена Вселенная. Изучение размеров и расстояний во Вселенной в масштабах от Земли до окрестностей близ Солнца. Звёздные величины, определения расстояний до звёзд, цефеиды, красное смещение, параллакс, реликтовое излучение, расширение Вселенной.

 

2. По-новому взглянуть на небо. Зачем придумали телескоп?

Практическое занятие – наблюдения Солнца через телескоп Коронадо. Знакомство с устройством телескопа, его оптической схемой, окулярами, основными характеристиками инструмента: апертура, фокусное расстояние, увеличение. Первые наблюдения хромосферы Солнца, протуберанцев и грануляции.

 

3. Глубина научного взгляда: как увидеть важное?

Свет и цвет. Оптика, оптические инструменты, оптические явления в атмосфере. Геометрическая оптика.

 

4. Как мы изучаем звезды, никогда на них не бывая?

Свойства света. Длина волны, частота и энергия электромагнитной волны, скорость света. Понятие электромагнитного спектра. Взаимодействие света с веществом. Рассматриваем свет с разных точек зрения в различных его проявлениях. Практические опыты по дифракции света. Методы получения информации об удалённых астрономических объектах. Всеволновая астрономия, современные телескопы и детекторы.

 

5. Как устроено все вокруг изнутри?

Спектр. Структура атома, электронные оболочки и уровни, переходы между электронными уровнями, поглощение и излучение энергии. Что свет звёзд и туманностей может сказать нам об их составе и свойствах. Физика частиц, виды и свойства элементарных частиц, их природа, параметры, способы изучения. Виды фундаментальных взаимодействий, их связь с известными элементарными частицами. Нейтрино, свойства, обнаружение и исследование в прошлом и в настоящее время, детекторы частиц, принцип работы сцинтилляторов и фотоэлектронных умножителей (ФЭУ), современные детекторы нейтрино, черенковские телескопы.

 

6. Интересная практическая физика.

Обсуждение тем научно-исследовательских проектов, проработка планов исследований. Эксперименты со светом, физикой частиц, работа с настоящими оптическими инструментами. Работа в профессиональных астрофизических программах, с данными современных крупнейших обсерваторий мира.

 

7. Поехали смотреть!

Наблюдения неба (осеннего, зимнего, весеннего) визуально и в телескоп, знакомство с созвездиями, яркими звёздами и объектами глубокого космоса. Экскурсии в обсерватории Красноярска: СибГУ, СФУ, ИЦАЭ, Краевой дворец пионеров и школьников.

Цели программы

Показать ребятам не только ЧТО изучает астрономия, а ещё и КАК работает астрофизика и какими современными методами научный подход позволяет нам понять, как устроена Вселенная.

Результат программы

Ребенок научится:

  • пользоваться базовым минимумом астрономических и астрофизических знаний и умений
  • наблюдать небесные объекты в телескоп
  • углублять знания, полученные в школе по общей физике и математике
  • применять полученные астрофизические знания в повседневной жизни (определять стороны горизонта без компаса, время без часов, координаты своего местоположения без навигатора).
  • применять критическое мышление, понимать физические процессы, происходящих в природе (в космических объектах, Солнечной системе, Галактике и т. д.);
  • отстаивать свою точку зрения, дискутировать на научные темы, использовать в качестве доказательств физические законы и доказывать несостоятельность «псевдонаук» (астрологии, эзотерики и т.п.)
  • аккуратно, сосредоточенно, усидчиво трудиться
  • вести проектную деятельность: от замысла к воплощению
  • оформлять научные работы
  • работать в команде и индивидуально

 

Ребенок сделает:

  • несколько научно-практических проектов

Особые условия проведения

Реализация программы предполагает дополнительные расходы, подлежащие компенсации со стороны родителей либо законных представителей обучающихся.

Материально-техническая база

Оснащенный современный компьютерный класс. Экран, телескоп, звездные глобусы и карты. Профильное программное обеспечение – симулятор звездного неба.