Кружок ДПИ «Умелые руки»

Данная образовательная программа направлена на изучение декоративных видов искусств. Декоративная деятельность позволяет детям понимать значение декоративного искусства в жизни людей.

В результате организации занятий у детей проявляется интерес к народному творчеству. Они приобретают опыт творческого общения, что способствует созданию комфортного психологического климата в коллективе.

Изучая темы данной программы, у детей формируется творческое начало, которое проявляется в различных видах художественной деятельности. Занятия художественно-творческой деятельностью отвлекают детей от грустных мыслей, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное и эмоциональное состояние ребенка.

Изучение декоративного искусства способствует развитию творческой активности и направлено на совершенствование его эстетического, художественного и духовного развития, способствует нравственному воспитанию, приобретению навыков декоративной работы.

Новизна образовательной программы заключается в том, что дети овладевают различными приемами народных росписей по мотивам гжели, хохломы, жостова, проявляют умение точить из древесины различные формы посуды, овладевают различными видами техники росписи, художественной деятельности.

Актуальность программы состоит в развитии творческих способностей детей, которые должны быть сопряжены с формированием высокой нравственности, так как нравственность является основой человеческих взаимоотношений жизни человека в обществе.

Все виды занятий имеют одно общее – знакомить детей с миром прекрасного, воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности, народному, декоративному искусству. Занятия построены таким образом, чтобы помочь детям увидеть многообразие форм и цвета, красоту предметов народных мастеров, декоративного искусства в целом.

Педагогическая целесообразность – использование элементов народной культуры в воспитании подрастающего поколения, прочувствование народных традиций, изучение и воссоздание утраченных корней русской культуры. Учащимся предоставляется возможность осваивать художественные различные материалы, придумывать узоры и учиться у мастеров творить на плоскости и в объеме, выбирать свои решения.

Педагоги

Писаревский Владимир Петрович

Содержание программы

Содержание программы

 

 

(7-11 классы, 153 часа, 4,5 часов в неделю)

 

Организационные занятия (1 час)

 

Итоги работы за прошедший учебный год и задачи в новом году.

Подготовка инструмента, эскизов, материала, кистей, красок.

 

Виды декоративно-прикладного искусства (8часов)

 

Виды декоративно-прикладного искусства, история, особенности исполнения. Техника хохломской росписи. Точение изделий с полыми внутри поверхностями. Вырезание изделий из фанеры, древесины ручными и механическими лобзиками. Точение цилиндрических деталей (колышков) для присоединения ручек к полым внутри изделиям (кружки, кувшины и т.д.) Разработка эскизов и чертежей простых и сложных деталей и изделий по группам (младшая и старшая группы). Подготовка эскизов узоров растительной формы для росписи (условное изображение цветов, растений, плодов, ягод, животных и птиц)

 

Виды росписи (7 часов)

 

Фоновое и верховое письмо по металлизированной поверхности. Роспись, фоном для которой является натуральная древесина, покрытая лаком.

 

Подготовка заготовок, вытачивание изделий на станках. Роспись изделий (81 час)

 

Выбор древесины. Изучение чертежа. Разметка и пиление на заготовки. Запиливание конусного шипа. Подгонка и закручивание в патрон. Точение простых изделий полых внутри (стаканчики, чашечки, карандашницы и т.д.). Точение изделий более сложной формы, изделия с крышками. Изготовление изделий с ручками (кружки, кувшины, самовары, пиалы, сахарницы и т.д.).

 

Тренировочные упражнения в росписи масляными красками на ДВП. Роспись простых изделий из фанеры по фону древесины (кухонные наборы, состоящие из подвески, двух досок и толкушки). Роспись точеных, простых по форме изделий. Роспись изделий по металлизированному фону (наборы для компота, кухонные наборы, вазы и т.д.)

 

Закрепление росписи в течение 5-6 часов при температуре 80-90 градусов. Четырехкратное покрытие масляным лаком с примесью золы и медянки. Закалка в печи при температуре 100-110 градусов.

 

Выпиливание деталей электролобзиком, соединение деталей с помощью шипов на клею. (22,5 часа)

 

Выбор древесины. Нанесение чертежа на древесину. Выпиливание деталей электролобзиком. Зачистка деталей. Соединение деталей с изделиями.

 

 

Подготовка изделий к росписи (33,5часа)

Просушка изделий из древесины до 10-12% влажности. Грунтовка древесины измельченной глиной с последующей просушкой. Покрытие загрунтованной

поверхности олифой. Просушка изделий в печи. Четырехкратное покрытие масляным лаком ПФ-283 с просушкой после каждого покрытия. Полудка. Натирание металлическим порошком алюминия (золото) поверхность изделия.

Цели программы

Цель образовательной программы.

 

 

Формирование художественной культуры обучающихся через творческий подход к познанию народного искусства. Приобщение обучающихся к искусству русского народа, их художественному дару.

Результат программы

Задачи образовательной программы.

 

 

Образовательные задачи

1. Знакомить с видами декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения и развития.

2. Обучать освоению различных видов и приемов декоративного народного творчества.

3. Расширить представление детей о многообразии предметов народного, декоративного творчества.

4. Учить выделять основные средства выразительности предметов, различных видов промыслов.

5. Прививать интерес к декоративному искусству.

6. Формировать навыки художественной деятельности.

 

 

Развивающие задачи

1. Учить понимать роль декоративного искусства в жизни общества.

2. Развивать эстетический вкус, творческое воображение, фантазию.

3. Способствовать формированию художественных знаний, умений и навыков.

4. Формировать художественно-творческую активность.

 

Воспитательные задачи

1. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, народному творчеству.

2. Воспитывать бережное отношение к предметам старины, прививать любовь к искусству.

3. Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

 

 

 

Отличительные особенности программы в том, что в основу программы положен декоративный вид работ. Он поможет обучающимся овладеть различными видами художественной деятельности. Воспитанники узнают различные виды узоров, которые применяют в своих изделиях, учатся правильно грунтовать и лакировать их.

В программе отводится время на изучение отдельных видов народной росписи. Обучающиеся учатся кистевым приемам различных элементов росписи: линий, точек, листиков, ягод, травинок и др., создают изделия из древесины с последующей росписью.

Программой предусмотрено выполнение русского сувенира- матрешки. Обучающиеся не только знакомятся с русским сувениром, но и украшают силуэты матрешки узором, применяя соответствующий вид росписи. Результаты работ обсуждаются товарищами. Эта форма чрезвычайно активизирует внимание учащихся, обсуждаются не только достоинства, но и недостатки работ.

Для успешного усвоения изобразительной деятельности обучающемуся необходимо овладеть умениями и способами этой деятельности: умение изображения на плоскости и в объеме, работать кистью, а самое главное применять необходимые элементы техники народных мастеров.

Программа рассчитана на обучающихся 10-17 лет и предусматривает изучение различных видов искусства. По данной программе могут заниматься обучающиеся младшего и более старшего школьного возраста, проявляющие интерес к изучению декоративного искусства.

Пользуясь программой, руководитель может внести изменение в содержание тем, углубить или сократить материал в зависимости от условий и желания воспитанников. Знания, полученные в объединении, помогут юным художникам в дальнейшей их творческой деятельности. Программа предназначена для педагогов дополнительного образования.