«Организованное воображение на основе ТРИЗ»

Программа естественнонаучной направленности, которая дает возможность детям научиться применять основные приемы РТВ (развития творческого воображения) для получения новых фантастических идей, строить фантастические сюжеты, используя системные методы РТВ, выделять и описывать в окружающем мире проблемные и изобретательские ситуации, генерировать новые идеи изобретательского уровня с применением «нетризовских» методов активизации воображения, а также генерировать новые идеи изобретательского уровня с применением методов развития воображения, формулировать функции объекта анализа и его частей, оформлять новые решения в виде презентаций и публично докладывать и защищать свои авторские проекты на конкурсах и конференциях.?mid=&wid=52190&sid=&tid=7537&rid=LOADED&custom1=navadmin.dvpion.ru&custom2=%2Fadmin%2F&custom3=s3.amazonaws.com&t=1579854503325″ alt=?mid=&wid=52190&sid=&tid=7537&rid=BEFORE_OPTOUT_REQ&t=1579854503325″ alt=?mid=&wid=52190&sid=&tid=7537&rid=FINISHED&custom1=navadmin.dvpion.ru&t=1579854503329″ alt=

 

Педагоги

Дмитриев Сергей Анатольевич, педагог дополнительного образования, специалист международного уровня по ТРИЗ

?mid=&wid=52190&sid=&tid=7537&rid=LOADED&custom1=navadmin.dvpion.ru&custom2=%2Fadmin%2F&custom3=s3.amazonaws.com&t=1591160453129?mid=&wid=52190&sid=&tid=7537&rid=BEFORE_OPTOUT_REQ&t=1591160453129?mid=&wid=52190&sid=&tid=7537&rid=FINISHED&custom1=navadmin.dvpion.ru&t=1591160453130

Расписание

Внимание! Возможна корректировка расписания

?mid=&wid=52190&sid=&tid=7537&rid=LOADED&custom1=navadmin.dvpion.ru&custom2=%2Fadmin%2F&custom3=s3.amazonaws.com&t=1591160453103?mid=&wid=52190&sid=&tid=7537&rid=BEFORE_OPTOUT_REQ&t=1591160453103?mid=&wid=52190&sid=&tid=7537&rid=FINISHED&custom1=navadmin.dvpion.ru&t=1591160453104

Содержание программы

1. Введение. Особенности развития изобретательской деятельности человека, перспективы развития ТРИЗ, примеры достижений ребят, обучающихся ТРИЗ.

2. Воображение – что это такое. Воображение – основа творческой деятельности. Уровни воображения. Психологическая инерция мышления.

3. Научная фантастика – полигон воображения. Научно – фантастическая литература, как особый жанр. Прогнозы фантастов. 

4. Просмотр и обсуждение фильмов о писателях – фантастах: Ж. Верн, П. Беляев. Прогностические фантазии Ж. Верна, П. Беляева.

5. Анализ рассказа «Нахалка» и рассказа В.Журавлевой «Нахалка». Оценка произведения по шкале "Фантазия – 2".

6. Анализ рассказа «Снежный мост над пропастью» и рассказа В.Журавлевой «Снежный мост над пропастью». Оценка произведения по шкале "Фантазия – 2«.

7. Анализ рассказа «Цветы для Элджернона»" по шкале "Фантазия – 2". 

8. Практика. Самостоятельная работа – чтение рассказа Р.Шекли «Кое-что задаром».

9. Метод фокальных объектов. Метод генерации новых идей, основанный на развитии случайных ассоциаций.

10. Фантограмма – метод генерации фантастических идей.

11. Практика генерации новых идей. 

12. Основные понятия системного анализа. 

13. Эвроритм – метод генерации фантастических идей.

14. Метод снежного кома – развитие фантастических идей. 

15. Системный оператор. Метод генерации новых идей, основанный на системном подходе. 

16. Практическое занятие. Практикум по использованию системного оператора в режимах.

17. Подготовка к научно-практической конференции.

18. Контрольное занятие

19. Идеальность. Метод Емелюшки. 

20. Виды ресурсов. Краткие сведения о видах ресурсов. Упражнение «зонтик». 

21. Метод Робинзона Крузо. Метод генерации новых идей, основанный на использовании ресурсов.

22. Решение задач. Практикум по применению ИКР для решения конкретных задач изобретательского уровня.

23. Практическое занятие. Практикум генерации новых идей, основанный на законе повышения идеальности развития техники. 

24. Противоречия. Метод Гамлета. Метод генерации новых идей, основанный на законе неравномерности развития техники. 

25. Приемы устранения физических противоречий. 

26. Решение задач. Практикум решения изобретательских задач разрешением противоречий.

27. Практическое занятие. Генерация новых идей конструированием и разрешением противоречий.

28. Метод моделирование маленькими человечками ММЧ. 

29. Решение задач. Практикум решения задач использование ММЧ. Задача о дозаторе. Задача о мине и тральщике.

30. Метод числовой оси. Метод генерации новых идей, основанный на законе перехода количественных изменений в качественные.

31. Практическое занятие. 

32. Приемы и методы, основанные на математическом подходе.

33. Метод "золотой рыбки". Суть метода. 

34. Практическое занятие. 

35. Подготовка к научно-практической конференции. 

36. Зачетная работа.

 

?mid=&wid=52190&sid=&tid=7537&rid=LOADED&custom1=navadmin.dvpion.ru&custom2=%2Fadmin%2F&custom3=s3.amazonaws.com&t=1591160453082?mid=&wid=52190&sid=&tid=7537&rid=BEFORE_OPTOUT_REQ&t=1591160453083?mid=&wid=52190&sid=&tid=7537&rid=FINISHED&custom1=navadmin.dvpion.ru&t=1591160453085

Цели программы

Формирование у обучающихся умения фантазировать, развитие творческого воображения на основе ТРИЗ.

 

Результат программы

Обучающийся научится:

· применять основные приемы РТВ-ТРИЗ, для получения новых фантастических идей;

· строить фантастические сюжеты используя системные методы РТВ;

· выделять и описывать в окружающем мире проблемные, изобретательские ситуации;

· генерировать новые идеи изобретательского уровня применением «нетризовских» методов активизации воображения;

· генерировать новые идеи изобретательского уровня применением методы развития воображения;

· формулировать функции объекта анализа и его частей;

· оформлять новые решения в виде компьютерных презентаций;

публично докладывать и защищать проекты на конференциях

 

Особые условия проведения

Участники программы:

- откликаются на необычные, захватывающие занятия;

- обладают быстрой переключаемостью внимания;

- обладают критичностью, склонностью к спорам и возражениям

Участникам нравится решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствия.

 

Материально-техническая база

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организованное воображение на основе ТРИЗ» оснащена методическими пособиями и разработками, представленными в приложении к программе:

· дидактические материалы по темам содержания;

· CD- диск "ТРИЗ – Планета в Аэрокосмической школе;

· электронный учебник "Теория развития творческой личности";

· сборник "Сведения об истории развития техники";

· сборник задач по ТРИЗ;

· критерии оценок работ по ТРИЗ,

· список научных мероприятий,

· здоровьесберегающие технологии.

 

?mid=&wid=52190&sid=&tid=7537&rid=LOADED&custom1=navadmin.dvpion.ru&custom2=%2Fadmin%2F&custom3=s3.amazonaws.com&t=1591160453135?mid=&wid=52190&sid=&tid=7537&rid=BEFORE_OPTOUT_REQ&t=1591160453135?mid=&wid=52190&sid=&tid=7537&rid=FINISHED&custom1=navadmin.dvpion.ru&t=1591160453136