- Главная
- Направления
- Туристско-краеведческая
- Спортивный туризм
- ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ПЕШИЙ ТУРИЗМ»
Рекомендуем посмотреть
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ПЕШИЙ ТУРИЗМ»
- (1)
Процесс обучения зачастую, проходит в природной среде с учётом региональных климатических условий. Это позволяет в течение года заниматься с детьми пешим туризмом,водным туризмом, велотуризмом. В основе курса заложено не только приобретение новых знаний, выходящих за рамки школьной программы, самостоятельная подготовка к походам, экскурсиям, трудовых умений и навыков самообслуживания, самообеспечения, самовыживания, в том числе и в экстремальных условиях, участие в соревнованиях районного и краевого уровня по спортивному туризму и спортивному ориентированию. Работа с картой и компасом на местности станет неотъемлемой частью походной жизни обучающихся.
Каждый обучающийся примет участие в однодневных, многодневных степенных и категорийных походах, а выполнив соответствующие нормативы по спортивному туризму - получат юношеский разряд. Кроме этого программой предусмотрено поощрение обучающихся занимающихся туристической деятельностью - значки, памятные награды и т.д.
Педагоги
Стаценко Игорь Владимрович, педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория, II место в V краевом конкурсе дополнительных общеобразовательных программ в номинации "Туристско-краеведческая", инструктор детско-юношеского туризма, опыт руководства организацией многодневных походов 1 категории сложности.
Содержание программы
Первый год обучения
Этап базовой туристско-спортивной подготовки – предусматривает 136 часов учебно-тренировочных занятий (по 4 часа в неделю). Занятия организуются по базовой туристской, туристско-спортивной программе. Предусматривается медицинская диагностика обучающихся, определение начального общего уровня физического и функционального развития. (медосмотр)
За год занятий обучающимся необходимо овладеть набором стандартных знаний, умений и навыков по ориентированию на местности, участию в туристских походах, краеведению, санитарии и личной гигиене туриста и туриста-спортсмена, соблюдению элементарных правил безопасности жизнедеятельности и туризма, организации туристского быта в полевых условиях и самообслуживания, основам здорового образа жизни и закаливания организма. В первый год создаются условия для активной социальной адаптации воспитанников в объединении, и предполагается формирование коллектива туристской походной группы из всех занимающихся в объединении.
Второй год обучения
Этап начальной туристско-спортивной подготовки – предусматривает 144 часа учебно-тренировочных занятий (по 4 часа в неделю). Предполагается выявление и сопровождение развития творческих, личностных, организаторских и спортивно-туристских задатков и возможностей обучающихся; определение уровня специальной физической подготовленности, возрастного и функционального развития; изучение межличностных взаимоотношений и предпочтений в его окружении. Формируется коллектив спортивно-туристской команды, из числа обучающихся в объединении.
Обучающимся необходимо в совершенстве овладеть основами стандартных знаний, умений и навыков по ориентированию на местности, туристскому многоборью, спортивным туристским походам, санитарии и гигиене туриста-спортсмена, основам медицинской подготовки, обеспечению безопасности, организации туристского быта в полевых условиях.
В течение года обучающиеся могут выполнить нормативы юношеских разрядов по спортивному туризму (спортивные походы и туристское многоборье); принимают участие в соревнованиях по пешеходному туризму (на районном, окружном) летнем, осеннем туристских слетах учащихся в составе команды туристского многоборья.
Третий год обучения
Этап учебно-тренировочной туристско-спортивной подготовки – предусматривает 144 часа учебно-тренировочных занятий (по 4 часа в неделю). Предполагается интенсивная учебно-тренировочная деятельность, совершенствование начальных знаний, навыков и умений, полученных на базовом и начальном этапах подготовки. Увеличение объемов учебно-тренировочных нагрузок, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся; общее знакомство с тактико-техническими приемами прохождения отдельных этапов, естественных и искусственных препятствий, дистанций, контрольных пунктов и туристских маршрутов. Изучение исследовательских приемов и организации наблюдений. Участие обучающихся в некатегорийном многодневном пешем горном походе, продолжительностью 5 – 7 дней. Всем обучающимся нужно выполнить нормативы 3-го разряда по спортивному туризму (соревнования по туристскому многоборью, спортивные походы); сдать нормативы и требования на значок «Юный путешественник России»; принять участие в соревнованиях по пешеходному туризму на городском (районном, зональном) летнем, (зимнем) туристском слете учащихся в составе команды туристского многоборья.
Четвертый год обучения
Этап учебно – практический – предусматривает собой 144 часа учебно – практических занятий (по 4 часа в неделю). Предполагается интенсивная учебно – практическая деятельность, увеличение объемов учебно практических часов нагрузки с учетом индивидуальных особенностей воспитанников и образовательных туристско-спортивных маршрутов. Участие обучающихся в категорийном многодневном пешем, горном, или вело походе 1 категории сложности, продолжительностью 9 – 15 дней. Принять участие в соревнованиях по пешеходному туризму на городском (районном, зональном) уровне. 50 % обучающимся нужно выполнить нормативы 1-го взрослого разряда по спортивному туризму (соревнования по туристскому многоборью, спортивные походы).Сдать нормативы и требования на значок "Юный путешественник России", "Юный турист России"
Цели программы
Формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков туристской деятельности.
Задачи:
Обучающие:
· Способствовать развитию поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма;
· Формировать у подрастающего поколения ответственное отношение к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
· Формировать навыки работы и обращения с туристическим снаряжением.
· Обучить правилам и техники безопасности на практических занятиях.
· Формировать навыки ориентирования и технике передвижения в походе.
Развивающие:
· Развивать стремление обучающихся вести здоровый образ жизни.
· Развивать у детей умения и навыки самообслуживания в походных условиях.
· Развивать коммуникативные навыки у обучающихся.
· Развивать стремление к самосовершенствованию навыков туризма, и стремление к участию в соревнованиях различного уровня, в слётах и походах.
Воспитательные:
· Развить навыки совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий.
· Способствовать развитию в детской среде ответственности, принципов коллективизма.
Результат программы
Будут знать:
· Владеют системой знаний о туризме и краеведении.
· Знают правила безопасного поведения в походе и на занятиях по туризму.
· Знают методы и способы ориентирования в природе.
· Знают правила и порядок работы с туристическим снаряжением.
· Знают систему оказания первой медицинской помощи.
· Знают правила установки палаточного лагеря и разведения костра.
Будут уметь:
· Умеют вязать все виды туристических узлов и применять их по назначению.
· Умеют грамотно составить карту района путешествий и подобрать снаряжение.
· Умеют правильно упаковывать туристический походный рюкзак.
· Умеют оказывать первую медицинскую помощь.
· Умеют ориентироваться на местности и прокладывать маршруты по карте.
· Умеют правильно устанавливать лагерь и разводить костер.
У обучающихся будут развиты (сформированы):
· Обучающиеся имеют развитые коммуникативные навыки и умения адаптироваться в окружающей среде.
· Обучающиеся умеют ставить перед собой достижимые для них цели, и идти к ним.
· Обучающиеся умеют мобилизовать свои знания и практический опыт для решения
поставленных перед ними задач.
· Обучающиеся умеют работать с информацией, обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельно.
· Обучающиеся ведут здоровый образ жизни, стремятся к систематическим физическим нагрузкам.
· Обучающиеся стремятся к саморазвитию и самосовершенствованию, физическому и духовному.
· Обучающиеся осознанно подходят к выбору будущей профессии, опираясь на жизненный опыт.
Предполагаемые результаты (достижения) по итогам 4 – х летней программы обучения.
· Обучающиеся станут участниками районных и краевых соревнований по спортивному туризму (многоборью).
· Обучающиеся примут участие в категорийных и не категорийных многодневных пеших и горных походах.
· Обучающиеся сдадут нормативы и требования для получения значков и удостоверения, "Юный путешественник России", "Юный Турист России".
Особые условия проведения
1. Всем обучающимся по программе необходимо:
- прививочный сертификат с отметкой о вакцинации от клещевого энцефалита
- 1 группа здоровья
- рюкзак туристический
- велосипед
- лыжи для занятий в зимний период (3,4 год обучения)
Материально-техническая база
- Экран демонстрационный 1 шт.
- Курвиметр 10шт.
- Секундомер электронный 4шт.
- Компас жидкостный для ориентирования 8 шт.
- Термометр наружный 2 шт.
- Карандаши цветные, чертежные 10 Компл.
- Транспортир 10 Компл.
- Карты топографические учебные 10 Компл.
- Учебные плакаты «Туристские узлы» 1 Компл.
- Видео «Туристский поход» (Ч. 1. Ориентирование на местности по карте и компасу. Пешеходные походы) 1 шт.
- Видео «Туристский поход» (Ч. 2. Лыжные походы. Оказание первой помощи при травме и несчастных случаях. Организация соревнований по ориентированию на местности) 1 шт.
- Видео «Туризм» (Ч. 1. Организация туризма. Подготовка к путешествию. Привалы и питание) 1 шт.
- Видео «Туризм» (Ч. 3. Пешеходный туризм) 1 шт.
- Видео «Туризм» (Ч. 4. Пешеходный туризм) 1 шт.
- Видео «Формы поверхности суши» 1 шт.
- Слайд-фильм «Туристско-бытовые навыки» 1 шт.
- Слайд-фильм «Топографическая подготовка туриста» 1 шт.
- Слайд-фильм «Техника пешеходного туризма» 1 шт.
- Карты спортивные, планы местности, планы микрорайона школы, карты своей местности. 1 Компл.
- Фотокамера цифровая 2 шт.
Специальное снаряжение
- Веревка основная (20 м) 3шт.
- Веревка основная (30 м) 2 шт.
- Веревка основная (40 м) 1 шт.
- Веревка вспомогательная (30 м) 2 шт.
- Веревка вспомогательная (50 м) 2 шт.
- Спец. полотно (носилки) 2 шт.
- Система страховочная Компл.
- Карабин туристский (полуавтомат) Компл.
- Альпеншток Компл.
- Репшнуры (2-3 м диаметром веревки 6-8 мм) Компл.
- Каска защитная Компл.
- ФСУ (универсальное) Компл.
- ФСУ (для сдвоенной основной веревки) 4 шт.
- Жумары Компл.