ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ПЕШИЙ ТУРИЗМ»

Процесс обучения зачастую, проходит в природной среде с учётом региональных климатических условий. Это позволяет в течение года заниматься с детьми пешим туризмом,водным туризмом, велотуризмом. В основе курса заложено не только приобретение новых знаний, выходящих за рамки школьной программы, самостоятельная подготовка к походам, экскурсиям, трудовых умений и навыков самообслуживания, самообеспечения, самовыживания, в том числе и в экстремальных условиях, участие в соревнованиях районного и краевого уровня по спортивному туризму и спортивному ориентированию. Работа с картой и компасом на местности станет неотъемлемой частью походной жизни обучающихся.

Каждый обучающийся примет участие в однодневных, многодневных степенных и категорийных походах, а выполнив соответствующие нормативы по спортивному туризму - получат юношеский разряд. Кроме этого программой предусмотрено поощрение обучающихся занимающихся туристической деятельностью - значки, памятные награды и т.д.

Педагоги

Стаценко Игорь Владимрович, педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория, II место в V краевом конкурсе дополнительных общеобразовательных программ в номинации "Туристско-краеведческая",  инструктор детско-юношеского туризма, опыт руководства организацией  многодневных походов 1 категории сложности.

Содержание программы

Презентация к программе

Первый год обучения

Этап базовой туристско-спортивной подготовки – предусматривает 136 часов учебно-тренировоч­ных занятий (по 4 часа в неделю). Занятия организуются по базовой туристской, туристско-спортивной программе. Преду­сматривается медицинская диагно­стика обу­чающихся, определение начального общего уровня физического и функционального развития. (медосмотр)

За год занятий обучающимся необходимо овладеть набором стандартных знаний, умений и навыков по ориентированию на местности, участию в туристских походах, краеведению, сани­тарии и личной гигиене туриста и туриста-спортсмена, соблюдению эле­ментарных правил безопасности жизнедеятельности и туризма, организации туристского быта в полевых условиях и самооб­служивания, основам здорового образа жизни и закаливания организма. В первый год создаются условия для активной со­циальной адаптации воспитанников в объединении, и предполагается формирование коллектива туристской походной группы из всех занимающихся в объ­единении.

Второй год обучения

Этап начальной туристско-спортивной подготовки – предусматривает 144 часа учебно-трениро­вочных занятий (по 4 часа в неделю). Предполагается выявле­ние и сопро­вождение развития творческих, личностных, организаторских и спортивно-туристских задатков и возможностей обучающих­ся; определение уровня специальной физической подготовлен­ности, возрастного и функционального развития; изучение межличностных взаимоотношений и предпочтений в его окружении. Формиру­ется коллектив спортивно-туристской команды, из числа обучающихся в объединении.

Обучающимся необходимо в совершенстве овладеть основа­ми стандартных знаний, умений и навыков по ориентированию на местности, туристскому многоборью, спортивным турист­ским походам, санитарии и гигиене туриста-спорт­смена, основам медицинской подготовки, обеспечению безопас­ности, организации туристского быта в полевых условиях.

В течение года обучающиеся могут выполнить нормативы юноше­ских разрядов по спортивному туризму (спортивные походы и туристское многоборье); принимают участие в соревнованиях по пешеходному туризму (на районном, окружном) летнем, осеннем туристских слетах учащихся в составе команды турист­ского многоборья.

Третий год обучения

Этап учебно-тренировочной туристско-спортивной подготовки – предусматривает 144 часа учебно-тренировочных занятий (по 4 часа в неделю). Предпола­гается интенсивная учебно-тренировочная деятельность, совер­шенствование начальных знаний, навыков и умений, получен­ных на базовом и начальном этапах подготовки. Увеличение объемов учебно-тренировочных нагрузок, с учетом индивиду­альных особенностей обучающихся; общее зна­комство с тактико-техническими приемами прохождения от­дельных этапов, естественных и искусственных препятствий, дистанций, контрольных пунктов и туристских маршрутов. Изу­чение исследовательских приемов и организации наблюдений. Участие обучающихся в некатегорийном многодневном пешем горном походе, продолжительностью 5 – 7 дней. Всем обучающимся нужно выполнить нормативы 3-го разряда по спор­тивному туризму (соревнования по туристскому многоборью, спортивные походы); сдать нормативы и требования на значок «Юный путешественник России»; принять участие в соревнованиях по пеше­ходному туризму на городском (районном, зональном) летнем, (зимнем) туристском слете учащихся в составе ко­манды туристского многоборья.

Четвертый год обучения

Этап учебно – практический – предусматривает собой 144 часа учебно – практических занятий (по 4 часа в неделю). Предполагается интенсивная учебно – практическая деятельность, увеличение объемов учебно практических часов нагрузки с учетом индивиду­альных особенностей воспитанников и образовательных туристско-спортивных маршрутов. Участие обучающихся в категорийном многодневном пешем, горном, или вело походе 1 категории сложности, продолжительностью 9 – 15 дней. Принять участие в соревнованиях по пеше­ходному туризму на городском (районном, зональном) уровне. 50 % обучающимся нужно выполнить нормативы 1-го взрослого разряда по спортивному туризму (соревнования по туристскому многоборью, спортивные походы).Сдать нормативы и требования на значок "Юный путешественник России", "Юный турист России"

Цели программы

Формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков туристской деятельности.

Задачи:

 

Обучающие:

· Способствовать развитию поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма;

· Формировать у подрастающего поколения ответственное отношение к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

· Формировать навыки работы и обращения с туристическим снаряжением.

· Обучить правилам и техники безопасности на практических занятиях.

· Формировать навыки ориентирования и технике передвижения в походе.

Развивающие:

· Развивать стремление обучающихся вести здоровый образ жизни.

· Развивать у детей умения и навыки самообслуживания в походных условиях.

· Развивать коммуникативные навыки у обучающихся.

· Развивать стремление к самосовершенствованию навыков туризма, и стремление к участию в соревнованиях различного уровня, в слётах и походах.

Воспитательные:

· Развить навыки совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий.

· Способствовать развитию в детской среде ответственности, принципов коллективизма.

Результат программы

Будут знать:

· Владеют системой знаний о туризме и краеведении.

· Знают правила безопасного поведения в походе и на занятиях по туризму.

· Знают методы и способы ориентирования в природе.

· Знают правила и порядок работы с туристическим снаряжением.

· Знают систему оказания первой медицинской помощи.

· Знают правила установки палаточного лагеря и разведения костра.

 Будут уметь:

· Умеют вязать все виды туристических узлов и применять их по назначению.

· Умеют грамотно составить карту района путешествий и подобрать снаряжение.

· Умеют правильно упаковывать туристический походный рюкзак.

· Умеют оказывать первую медицинскую помощь.

· Умеют ориентироваться на местности и прокладывать маршруты по карте.

· Умеют правильно устанавливать лагерь и разводить костер.

У обучающихся будут развиты (сформированы):

· Обучающиеся имеют развитые коммуникативные навыки и умения адаптироваться в окружающей среде.

· Обучающиеся умеют ставить перед собой достижимые для них цели, и идти к ним.

· Обучающиеся умеют мобилизовать свои знания и практический опыт для решения

поставленных перед ними задач.

· Обучающиеся умеют работать с информацией, обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельно.

· Обучающиеся ведут здоровый образ жизни, стремятся к систематическим физическим нагрузкам.

· Обучающиеся стремятся к саморазвитию и самосовершенствованию, физическому и духовному.

· Обучающиеся осознанно подходят к выбору будущей профессии, опираясь на жизненный опыт.

Предполагаемые результаты (достижения) по итогам 4 – х летней программы обучения.

· Обучающиеся станут участниками районных и краевых соревнований по спортивному туризму (многоборью).

· Обучающиеся примут участие в категорийных и не категорийных многодневных пеших и горных походах.

· Обучающиеся сдадут нормативы и требования для получения значков и удостоверения, "Юный путешественник России", "Юный Турист России".

 

Особые условия проведения

1. Всем обучающимся по программе необходимо:

  • прививочный сертификат с отметкой о вакцинации от клещевого энцефалита
  • 1 группа здоровья
  • рюкзак туристический
  • велосипед
  • лыжи для занятий в зимний период (3,4 год обучения)

Материально-техническая база

  • Экран демонстрационный 1 шт.
  • Курвиметр 10шт.
  • Секундомер электронный 4шт.
  • Компас жидкостный для ориентирования 8 шт.
  • Термометр наружный 2 шт.
  • Карандаши цветные, чертежные 10 Компл.
  • Транспортир 10 Компл.
  • Карты топографические учебные 10 Компл.
  • Учебные плакаты «Туристские узлы» 1 Компл.
  • Видео «Туристский поход» (Ч. 1. Ориентиро­вание на местности по карте и компасу. Пеше­ходные походы) 1 шт.
  • Видео «Туристский поход» (Ч. 2. Лыжные походы. Оказание первой помощи при травме и несчастных случаях. Организация соревнова­ний по ориентированию на местности) 1 шт.
  • Видео «Туризм» (Ч. 1. Организация туризма. Подготовка к путешествию. Привалы и питание) 1 шт.
  • Видео «Туризм» (Ч. 3. Пешеходный туризм) 1 шт.
  • Видео «Туризм» (Ч. 4. Пешеходный туризм) 1 шт.
  • Видео «Формы поверхности суши» 1 шт.
  • Слайд-фильм «Туристско-бытовые навыки» 1 шт.
  • Слайд-фильм «Топографическая подготовка туриста» 1 шт.
  • Слайд-фильм «Техника пешеходного туризма» 1 шт.
  • Карты спортивные, планы местности, планы мик­рорайона школы, карты своей местности. 1 Компл.
  • Фотокамера цифровая 2 шт.

Специальное снаряжение 

  • Веревка основная (20 м) 3шт.
  • Веревка основная (30 м) 2 шт.
  • Веревка основная (40 м) 1 шт.
  • Веревка вспомогательная (30 м) 2 шт.
  • Веревка вспомогательная (50 м) 2 шт.
  • Спец. полотно (носилки) 2 шт.
  • Система страховочная Компл.
  • Карабин туристский (полуавтомат) Компл.
  • Альпеншток Компл.
  • Репшнуры (2-3 м диаметром веревки 6-8 мм) Компл.
  • Каска защитная Компл.
  • ФСУ (универсальное) Компл.
  • ФСУ (для сдвоенной основной веревки) 4 шт.
  • Жумары Компл.

 

 

Видео

[ "" ]