«Туристское мастерство»

Наиболее эффективной формой организации оздоровления детей и подростков является туризм. Походы, туристские соревнования, экскурсии на природе способствуют повышению учебного процесса.

 

Туризм развивает такие прекрасные черты человеческого характера как коллективизм, дисциплинированность, упорство, настойчивость и другие. Занятия в туристическом объединении обладают огромным потенциалом в деле социализации личности подростка.

 

Новизна программы заключается в её многопрофильности. Туризм неотделим от краеведческой работы, о нем можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве культурного и экологического воспитания.

Педагоги

Сомов Сергей Григорьевич – педагог дополнительного образования высшей квалифицированной категории.

Сомова Ольга Геннадьевна – педагог дополнительного образования высшей квалифицированной категории.

Содержание программы

Программа модульная:

 

Модуль (осенние каникулы).

Учебный предмет «Азбука туризма»:

  • история развития туризма;
  • ориентирование и топография;
  • туристское снаряжение.

Модуль (зимние каникулы).

Учебный предмет «Краеведение»:

  • история родного края;
  • природные особенности Красноярского края.

Модуль (весенние каникулы).

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»:

  • возможные опасности в походе;
  • сигналы бедствия;
  • личная гигиена туриста;
  • основные приёмы по оказанию первой доврачебной помощи;
  • приёмы транспортировки пострадавшего.

Цели программы

Приобретение учащимися условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, творческого самоопределения средствами туризма и краеведения.

Результат программы

Предметные:

  • знание истории развития туризма в России;
  • знание природных особенностей Красноярского края;
  • знание опасностей, обусловленных природой и связанные с действиями человека;
  • знание правил оказания первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах;
  • знание о способах ориентирования, устройства компаса, содержание топокарты;
  • умение правильно установить палатку и разместить в ней вещи;
  • навыки ориентирования на местности;
  • умение оказать первую доврачебную помощь.

Метапредметные:

  • умение рационально строить самостоятельную деятельность, умение организовывать место занятий;
  • навыки психологической разгрузки путём органического взаимодействия с прекрасным миром природы;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких результатов.  

Особые условия проведения

Программа реализуется в каникулярное время (осень, зима, весна) на базе загородного оздоровительного лагеря «Орбита».

Материально-техническая база

Технические средства обучения:

  • доска;
  • компьютер;
  • мультимедийные проектор;
  • фотоаппарат;
  • видеокамера.

Туристическое снаряжение и оборудование:

  • палатка туристическая, костровые принадлежности, спальные мешки;
  • топографические принадлежности (компас, топографические карты);
  • репшнуры, страховочные системы («бабочка», «поясная»);
  • карабины («гусь-вертиго», «классический»);
  • верёвка «микст»;
  • перчатки для работы с верёвкой;
  • зажим-жумар;
  • ролик для навесной переправы;
  • коврик туристический;
  • рюкзачок для походов выходного дня.

Учебно-методические материалы:

  • комплект учебных предметов для оказания первой доврачебной помощи;
  • конспекты учебных занятий;
  • плакаты.

Интернет-ресурсы:

  • http://www.risk-net.ru «Открытый урок»;
  • http://anty-crim.boxmail.biz «Искусство выживания»;
  • http://refdb.ru/look/2645015.html.