«Путоранские туристы» (Стартовый уровень)

Программа имеет стартовый уровень и включает в себя два года обучения. Содержание и материал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности организованы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности. Содержание программы обеспечивается поэтапной реализацией личностных, метапредметных, предметных а также психологических задач по спирали от простого к сложному. Дети учатся вначале туристским навыкам и умениям, а потом все это применяют в походах.

Педагоги

Пивоваров Сергей Анатольевич – педагог дополнительного образования

Пивоварова Наталья Юрьевна – педагог дополнительного образования

Димова Юлия Викторовна – педагог дополнительного образования

Павельев Анатолий Васильевич – педагог дополнительного образования. Заслуженный путешественник России

Новикова Марина Сергеевна – педагог дополнительного образования

Антипов Павел Анатольевич – педагог дополнительного образования

Антипова Екатерина Андреевна – педагог дополнительного образования

Содержание программы

Программа предполагает применение различных форм и методов обучения. Предполагается, что обучение детей туризму будет проводиться в основном методом «погружения» в проблему, то есть - природную среду, в процессе практического освоения каких-либо приемов. Теоретический материал предлагается давать в смешанной словесно-наглядной форме в виде семинаров, бесед, дискуссий, круглых столов с использованием мультимедийных технологий с учетом того, что это должны быть занятия психологической разгрузки, на которых надо дать определенный объем знаний детям после учебы в школе и выполнения домашней работы. Продолжительность таких занятий не превышает 1-2 часов.

Закрепление теоретических знаний происходит на практических занятиях, которые проводятся в виде:

-          занятий на местности;

-          сюжетно-ролевых игр;

-          интеллектуально-развивающих игр;

-          деловых игр;

-          психотехнических игр.

Продолжительность занятий на местности не более 4-х часов.

Социально-педагогическая работа проводится во время

-          праздников;

-          соревнований;

-          походов различной сложности;

-          в туристских лагерях;

-          на слетах;

-          и других коллективно-массовых мероприятиях.

С юными туристами также проводятся и индивидуальные занятия. Такая необходимость возникает в период подготовки к соревнованиям (работа с капитанами команд) или массовым мероприятиям.

В походах выходного дня с ночевками, в многодневных походах используются такие методы психологической подготовки к экстремальным условиям полярной тундры, как индивидуальная и групповая психорегуляция, различные психотехнические игры. Походы выходного дня продолжаются не более 8 часов в день.

Цели программы

Формирование личности ребенка, способного легко адаптироваться в современном мире.

Результат программы

К концу I учебного года учащиеся должны овладеть предметными компетенциями.

1. Иметь общее представление о различных видах туризма.

2. Иметь представление о личном и групповом походном снаряжении.

3. Иметь представление об организации бивака.

4. Уметь оказывать элементарную доврачебную помощь.

5. Уметь работать с компасом и ориентироваться по солнцу и полярной звезде.

6. Знать некоторые топографические знаки.

7. Иметь представление о животных и растениях плато Путорана.

8. Приобрести навыки скалолазания на скалолазных стендах.

9. Уметь двигаться по пересеченной местности пешком и на лыжах.

К концу I учебного года учащиеся должны овладеть метапредметными компетенциями.

1. Приобрести навыки безопасного поведения в помещении и на местности.

2. Развивать способности четко формулировать свои мысли.

3.Развивать навыки самообслуживания.

К концу 1-го учебного года дети должны сформировать личностные компетенции.

1. Раскрыть творческие способности.

2. Воспитать чувство коллективизма и умение преодолевать трудности в природной среде.

3. Воспитать бережное отношение к природе.

 

К концу 2-го учебного года учащиеся должны овладеть предметными компетенциями:

1. Иметь представление о пешеходном, лыжном, горном, водном туризме.

2. Уметь правильно подобрать личное снаряжение для пешеходного и лыжного похода.

3. Уметь пользоваться некоторым походным снаряжением.

4. Уметь организовать простейший бивак.

5. Знать некоторые виды узлов и уметь вязать.

6. Уметь оказать помощь пострадавшему и знать способы транспортировки.

7. Иметь навыки скалолазания на простых скальных маршрутах.

К концу 2-го учебного года учащиеся должны овладеть метапредметными компетенциями:

1. Развивать самостоятельность.

2. Развивать пространственное воображение.

3. Уметь анализировать ситуацию на месте.

К концу 2-го учебного года учащиеся должны сформировать личностные компетенции:

1.Сформировать сознательное отношение к порученному делу.

2.Воспитать отзывчивость и доброту.

3.Сформировать навыки командной работы.

Особые условия проведения

Для успешной реализации программы педагогу необходимо провести подготовку: физическую и техническую (туристские навыки и умения), теоретическую и материальную (подготовка снаряжения), психологическую. И, если первые четыре компонента подготовки достаточно актуальны для любого региона, то пятый – психологическая подготовка – особенно необходим в суровых условиях Заполярья. Этот компонент и является отличительной особенностью программы.

Материально-техническая база

Методическая база для реализации данной программы обоснована и достаточна. Учреждение владеет специально оборудованным для занятий спортивным залом, спортивно-оздоровительным комплексом «Оганер», где проводится лыжная подготовка и практические занятия на местности. Материальные ресурсы организации включают в себя достаточное количество спортивного снаряжения для обеспечения образовательного процесса.