Краеведческое объединение «Знатоки Таймыра» ("Мир предков")

  • (4)

Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Мир предков» – туристско-краеведческая. Краеведение открывает большие возможности учащимся для самостоятельной деятельности, для поиска и исследования. Знания, полученные учащимися при изучении родного края, создают условия для широкого их применения на практике.

 

Программа «Мир предков» является авторской работой и была составлена на основе имеющегося в архивах краеведческого материала Таймырского муниципального района и Таймырского краеведческого музея, на основе научной и научно-познавательной литературы, а также сбора краеведческого материала в беседах с пожилыми представителями коренных малочисленных народов Таймыра. В содержание программы вошли исторические сведения о таких территориях, как Таймыр и Красноярский край. Программа сочетает в себе курсы геральдики, истории, этнографии, культуры, географии, природы края.

 

Большое значение в программе уделяется встречам с представителями коренных народов Таймыра, живыми носителями изучаемой истории, культуры и традиций Крайнего Севера, экскурсии по музеям города, просмотр видеосюжетов о труде и быте людей, проживающих на Таймыре и в Красноярском крае, о животном и растительном мире края, участие в краеведческих конкурсах, играх, викторинах.

 

Занятия проходят с младшими школьниками в рамках школьного расписания на базе школы, как дополнительное занятие, расширяющее их кругозор по окружающему миру.

Педагоги

Карпова Юлия Анатольевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. Образование – высшее, в 2002 году окончила Горно-Алтайский государственный университет по специальности «Биология», квалификация «Учитель биологии». Стаж работы 10 лет.

Была награждена Грамотой Красноярского краевого детско-юношеского центра «Центр туризма и краеведения» «За большой вклад и многолетний добросовестный труд в честь 75-летия детско-юношеского туризма в Красноярском крае» и краевым памятным юбилейным знаком "За личный вклад и успехи в развитии детско-юношеского туризма в Красноярском крае".

 

Куклис Татьяна Васильевна, педагог дополнительного образования, учитель истории и обществознания с высшей квалификационной категорией.

Победитель Всероссийского конкурса "Учитель года – 98".

Награждена грамотой Министерства образования Российской Федерации (2017 г.).

Расписание

Занятия Карповой Ю.А. проводятся в кабинете № 214 Школы № 7 согласно расписания. Подробное расписание занятий опубликовано в разделе "Группы".

Занятия Куклис Т.В. проводятся в кабинете № 316 Дудинской гимназии согласно расписания. Подробное расписание занятий опубликовано в разделе "Группы".

Содержание программы

Содержание программы включает в себя следующие разделы:

1. История страны, района, города.

2. Земляки.

3. Традиционная культура коренных народов Таймыра.

4. Природа Таймыра и Красноярского края.

5. Охрана природы.

6. История Красноярского края. Географическое положение и природные особенности.

Цели программы

Цель программы: нравственное, патриотическое, эстетическое и экологическое воспитание младших школьников посредством изучения исторического прошлого и настоящего малой Родины.

Результат программы

К концу обучения учащиеся будут знать:

  • определение наук: краеведение, геральдика; этнография, топонимика, экология;
  • узнавать герб и флаг города, Таймыра, страны среди других гербов;
  • показывать реки Таймыра на карте края – Енисей, Хатанга, Таймыра, и др.;
  • называть 4 −5 видов представителей флоры и фауны Таймыра;
  • писателей и поэтов – представителей этносов Таймыра;
  • основные сведения по истории улиц;
  • материал и способы изготовления игрушек для детей у предков коренных народов Таймыра;
  • географическое положение Таймыра и Красноярского края, городов Дудинки и Красноярска, рек Енисей, Хатанга, Пясина, озёр: Таймыр, Лама, Пясино, Лабаз, Шаман;
  • природные особенности Красноярского края;
  • названия национальной одежды и обуви, способы шитья, материал изготовления, правила хранения;
  • названия национальных блюд из рыбы и мяса, способы их приготовления;
  • памятники истории и культуры Дудинки, Таймыра и их значение;
  • особенности фольклора этносов Таймыра;
  • топонимику рек, озёр, населённых пунктов;
  • иметь представление о быте и жилищах коренных народностей Таймыра;
  • знать содержание 2-3 обрядов у предков таймырских этносов;
  • значение и содержание праздников предков этносов Таймыра и государственных праздников России;
  • название, назначение заповедников в Красноярском крае, 3- 4 вида растений, животных, птиц, охраняемых в каждом заповеднике;
  • деятельность сотрудников заповедников;
  • 3-4 загадки, 3-4 пословицы, содержание 3-4 сказок предков Таймырских этносов;
  • ремёсла народностей Таймыра, и необходимости их возникновения.

 

будут уметь:

  • находить расположение города Дудинка на карте Красноярского края, показывать течение реки Енисей;
  • составлять кроссворды по истории Дудинки, улиц города;
  • уметь создать словесную характеристику образа, принадлежащего к сказкам народностей Таймыра;
  • рисовать картину, которая представляется воображению после прочтения произведения;
  • выразительно читать понравившиеся стихотворения таймырских поэтов о красоте северной природы, родных местах (по выбору);
  • осуществлять выбор различного материала для изготовления "чума";
  • уметь договариваться о распределении обязанностей при выполнении коллективной работы, оценивать собственную долю в ней;
  • работать с краеведческой литературой;
  • готовить сообщения и выступать с сообщением перед школьной аудиторией;
  • спокойно вести себя в общественных местах в коллективе сверстников;
  • определять принадлежность украшения в одежде, обуви, предметов быта предков этносов Таймыра;
  • различать рецепты приготовления блюд из рыбы, мяса;
  • рассказывать об обряде – "камлание шамана";
  • рассказывать о целебных свойствах 3 −4 видов растений, произрастающих на территории Таймыра;
  • рассказывать историю создания памятников города, Таймыра, городских мемориальных досок;
  • выражать свое отношение к Таймыру, городу через рисунок;
  • высказывать своё суждение о значении растений и животных в собственной жизни;
  • различать сходство и различие природных материалов (ровдуга и замша) предков этносов Таймыра;
  • подготовить презентацию на заданную тему;
  • встречать гостей, приглашенных на занятия;
  • определять свою роль в общей работе, оценивать работы других членов коллектива.

 

Работа по программе «Мир предков» способствует формированию у учащихся краеведческого объединения основных компетентностей:

  • патриотическая – гордость и уважение к труду окружающих людей, проживающих в экстремальных климатических условиях;
  • гражданская – толерантность к окружающим людям, бережное отношение к уникальной природе своего края;
  • социальная – соблюдение норм поведения в обществе;
  • коммуникативная – умение слушать собеседника, умение заметить и своевременно прийти на помощь другому, умение работать в детском коллективе.

Особые условия проведения

Приём на обучение по программе свободный и осуществляется в начале учебного года. Ограничений по состоянию здоровья нет.

Материально-техническая база

Программа реализуется в учебном кабинете, оснащенном необходимым оборудованием и материалами. Материально-техническое обеспечение для реализации программы (из расчета 12 человек в группе) включает в себя следующее оборудование:компьютер, проектор, экран, классная доска, сканер, принтер, географическая карта Красноярского края, географическая карта Таймыра, карта-схема г. Дудинка.

Учебно-методические литература:

  • Краеведение: Пособие для учителей. Под ред. А.В. Даринского. М., 1987 г.
  • Методическое пособие «Вопросы и ответы для краеведческих и этнографических викторин», г. Дудинка, 2005 г.
  • Сборник «Тесты и кроссворды для краеведческих викторин и олимпиад», г. Дудинка, 2005 г.
  • Подписка на научно-популярный журнал «Юный краевед», г. Москва.
  • Марченко О.Н. «Фольклор коренных народов Таймыра». СПб., «Издательство «Дрофа», 2005 г.
  • Подборка фольклорных произведений коренных народов Таймыра.
  • Подборка методической и художественной литературы.
  • Попова М.И. «Основы истории культуры малочисленных народов Таймыра» (Пособие для учителей и учащихся) К., 1993 г.
  • Попова М.И. «Основы истории культуры малочисленных народов Таймыра» (Хрестоматия) К., 1995 г.
  • Попова М.И. «Уроки предков». Учеб. пособие для 2 кл. – СПб.: «Издательство «Дрофа», 2006 г.
  • Попова М.И. «Уроки предков». Учеб. пособие для 3 кл. – СПб.: «Издательство «Дрофа», 2002 г.
  • Попова М.И. «Уроки предков». Учеб. пособие для 4 кл. – СПб.: «Издательство «Просвещение», 2002 г.
  • Попова М.И. «Уроки предков». Учеб. пособие для 5 кл. – СПб.: «Издательство «Дрофа», 2003 г.
  • Марченко О.Н. «Фольклор народов Таймыра». Хрестоматия. СПб.: «Издательство «Дрофа», 2005 г.
  • Филиппова Л.И. «Литературное краеведение», I, II части. Учебная хрестоматия для школ Крайнего Севера. СПб: «Издательство «Дрофа», 2006 г.

Стоимость

Без родительской платы.