«Маленький принц»

Программа предназначена для обучающихся 9-10 лет. В этом возрасте дети активны, любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира.

Содержание программы позволит решать не только задачи, связанные с обучением и развитием учащихся, но и несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у учащихся младшего школьного возраста потребности познания окружающего мира и своих связей с ним (в первую очередь, гуманного отношения к природному окружению, к живым существам), что способствует развитию эмоциональной сферы младших подростков, их способности к сопереживанию, состраданию.

В первый год обучения учащиеся знакомятся с наукой экологией, в игровой форме изучают её законы. Проводятся наблюдения за живыми организмами разных сред обитания. Ребята получают первое представление о природных сообществах. Лабораторные работы помогают выяснить практические аспекты изучаемых тем. Программа предусматривает проведение экскурсий в ближайшее природное окружение (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоем и т.п.). На занятиях обсуждается влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

На втором году обучения продуктом являются учебные проекты. Учащиеся знакомятся с этапами проектной деятельности. В коллективных проектах дети могут выступать как специалисты по выбранным ими ранее аспектам темы. Проектные и исследовательские работы будут представлены на Фестивале науки «Умное поколение». Помимо этого дети принимают участие в городском экологическом фестивале «Пусть всегда будет солнце», экологической акции "Зимняя планета детства".

Педагоги

Прядков Владимир Валентинович, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории;

Жданова Людмила Николаевна, педагог дополнительного образования.

Содержание программы

Первый год обучения:

  • Введение. Путешествие в страну Экологию (6 часов).
  • Мы – экологи (28 часов).
  • Мы – дизайнеры (12 часов).
  • Мы – ремесленники (12 часов).
  • Экологическая практическая деятельность (4 часа).
  • Участие в массовых мероприятиях (8 часов.)
  • Итоговое занятие (2 часа).

 Второй год обучения:

  • Мир, в котором мы живём. Экологическая обстановка в Красноярском крае (2 часа).
  • Город – среда жизнедеятельности человека (10 часов).
  • Экологическое исследование и экологический проект от А до Я (44 часа).
  • Участие в интеллектуальных и массовых мероприятиях (13 часов).
  • Итоговое мероприятие. Выпускной (3 часа).

Цели программы

Развитие общеинтеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста на материале познания окружающего мира.

Результат программы

Знания:

- представление о науке экологии;

- знание основных экологических факторов;

– знание экологических понятий: окружающая среда, среда обитания, сообщество, приспособления;

- типы загрязнений окружающей среды, представления о последствиях экологических катастроф;

- воздействия окружающей среды на организм человека;

- влияния деятельности человека на состояние среды города.

Умения:

- проводить эксперимент, составлять цепи питания;

- проводить наблюдения;

- привлечение ровесников к деятельности по охране природы;

- способствовать распространению экологической информации;

- организация и участие в экологических мероприятиях и акциях.

 

Особые условия проведения

Нет.

Материально-техническая база

Занятия проводятся в Центре экологии, краеведения и туризма, в мастерской под открытым небом («зелёный класс»), городском зоосаде, тепличном комплексе.

Учебно-лабораторное оборудование:

  • микроскопы;
  • лупы;
  • лабораторная посуда;
  • комнатные растения;
  • видеофильмы;
  • компьютеры;
  • цифровой проектор;
  • цифровой фотоаппарат.

Дидактические материалы:

  • природный материал: листья, шишки, плоды, веточки и т.д.;
  • карточки с изображением различных видов кормушек для птиц;
  • методика проведения игр: экологических, ролевых, игр-путешествий, сюжетно-ролевых игр и т.д.;
  • птичьи «портреты» и «портреты» животных;
  • электронные презентации: «Птицы – дети воздуха», «Деревья и кустарники», «Элементы ландшафтного дизайна: цветники, альпийские горки, водоёмы», "Комнатные растения в интерьере";
  • карточки "Силуэты деревьев зимой";
  • карточки с изображениями следов животных на снегу "Школа следопыта";
  • наборы открыток: «Лекарственные растения», «Ядовитые растения», «Грибы», «Растения под охраной», «Первоцветы», «Комнатные растения», «Растения – переселенцы», «Они должны жить», "Заповедники Красноярского края";
  • коллекция засушенных лекарственных растений;
  • карточки для практического задания "Исследуем свой дом";
  • методика проведения исследовательской, реферативной, опытнической, проектной работ;
  • таблицы: «Природные зоны», «Природные сообщества», "Животные природных зон";
  • тесты: «Куда ты идёшь...», «Прежде чем взять в дом щенка...», «Умеешь ли ты охранять природу?», "Экологическое исследование";
  • сценарий посвящения в "Маленькие принцы";
  • инструктивные карточки для проведения практических и лабораторных работ: «Знакомство с микроскопическими организмами», «Определение глубины снегового покрова на пустыре и под деревьями», «Определение чистоты снегового покрова», «Наблюдение за птицами «живого» уголка";
  • гербарий растений;
  • коллекции семян, плодов растений;
  • коллекции насекомых;
  • муляжи грибов.

 

Стоимость

Без родительской платы.