«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ»

Программа знакомит детей с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества имеют интересную историю и необычные свойства.

Занятия по программе развивают у обучающихся мышление, любознательность, повышают интерес к знаниям, учат ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. Умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы, используются в практической деятельности.

Программа предполагает использование разнообразных приемов работы. Каждое занятие связано с овладением практического умения безопасно работать с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах, которые имеются у всех на кухне, в ванной комнате, в продовольственном и хозяйственном магазинах, в аптеке и на берегу реки.

Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Педагоги

Ковалева Наталья Николаевна – учитель химии I квалификационная категория

, педагог дополнительного образования.

 

Содержание программы

 Введение (2 часа)

Лаборатория юного химика. Правила техники безопасности в кабинете химии. Лабораторное оборудование. Семь обязательных условий юного химика.

 Первые опыты (9 часов)

Рисование иодом. Самодельные индикаторы. Экстракция. Опыты с газами. Окисление –восстановление. Адсорбция. Химчистка. Стирка. Мел, мрамор, скорлупа

Как стать хозяином вещества (3 часа)

Описание веществ. Изучение поведения вещества при нагревании. Изучение взаимодействия веществ.

 «Очумелые ручки» химиков (3 часа)

Простейшее химическое оборудование из простейших материалов. Пластмассовый газометр. Прибор для демонстрации кальция с водой.

Увлекательная химия для экспериментаторов (11 часов)

Анализ воды. Анализ почвы. Анализ золы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Обнаружение белков в продуктах питания. Характерные реакции на жиры и углеводы. Обнаружение витаминов и ферментов. Исследование лекарственных препаратов. Исследование средств бытовой химии. Исследование качества меда. Анализ молока.

Ловкость рук (4 часа)

Свеча из мыла. Выращивание кристаллов. Выводим пятна. Невидимые чернила и волшебные записи.

Наш школьный мел (2 часа)

Изготовление белого формованного мела. Изготовление цветных мелков.

 

Цели программы

Формирование основ знаний химических процессов, происходящих в окружающей среде. Повышение мотивации к изучению предметов естественно-научного цикла.

Результат программы

Предметные результаты:

• развитие кругозора и интереса к химии;
• формирование первоначальных понятий о веществах живой и неживой природы, свойствах веществ, признаках химической реакции;

• выработка навыков безопасного обращения с химической посудой и веществами.


Метапредметные результаты:
• развитие умения ставить перед собой цели и определять задачи своего обучения;
• развитие умения определять тему исследований, прогнозировать содержание, выделять основную мысль и главные факты;
• выделять из темы занятия известные знания и умения.

Личностные результаты:
• развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• развитие у ребенка таких качеств, как усидчивость и терпение;

Особые условия проведения

На обучение принимаются все желающие подходящие по возрастной категории.

Материально-техническая база

Лабораторное оборудование;

Химические реактивы;

Цифровые образовательные ресурсы: компьютер, презентации;

Иллюстративный наглядный материал;

Канцелярские принадлежности (бумага, ручки, карандаши, краски, клей, тетради);

Справочная литература.