«Исследователи процессов жизнедеятельности растений»

Программа направлена на расширение знаний обучающихся о физиологии растений. Физиология растений исследует процессы жизнедеятельности, протекающие в растительном организме, зависимость протекания процессов от различных внешних и внутренних факторов. Данная наука является экспериментальной наукой, что дает широкие возможности учащимся научиться самостоятельно в ходе экспериментов, исследований получать ответы на интересующие их вопросы о жизни растения.

Педагоги

Ковалева Наталья Николаевна учитель биологии, педагог дополнительного образования. I квалификационная категория.

Содержание программы

Введение (2ч)

Растительный организм – открытая динамическая система. Физиология растений – наука о свойствах и функциях растительного организма.Правила работы с оптическими приборами.

Физиология растительной клетки (8ч)

Клетка как основная и функциональная единица растительного организма.Искусственная «клеточка Траубе». Явление плазмолиза и деплазмолиза. Проницаемость живой и мертвой клеток. Колпачковый плазмолиз. Поступление веществ в вакуоль и их накопление. Тургорное состояние клеток. Кристаллические включения в клетке. Запасные вещества в клетке/

Водный режим растений (7ч)

Анатомическое строение листа. Строение и механизм открывания и закрывания устьиц.

Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения. Анатомическое строение корня. Явление гуттации. Анатомическое строение стебля. Передвижение воды в растении при участии листьев.

Фотосинтез (5ч)

Современные представления о фотосинтезе как физиологической функции. Разнообразие продуктов фотосинтеза.Условия протекания фотосинтеза. Пути повышения интенсивности и продуктивности фотосинтеза. Получение спиртовой вытяжки хлорофилла. Разделение пигментов по методу Крауса. Действие щелочи на хлорофилл. Образование крахмала в листьях растений (проба Сакса). Поглощение зеленым растением углекислого газа их воздуха.

Дыхание растений. Ферменты (3ч)

Общая характеристика дыхания. Значение дыхания в жизни растительного организма. Связь дыхания с процессом фотосинтеза. Дыхание прорастающих семян. Влияние аэрации на рост корней. Обнаружение каталазы.

Рост и движение растений (7ч)

Верхушечный рост корня. Верхушечный рост стебля. Базальный рост листьев лука. Влияние температуры на рост растений. Влияние света на рост растений. Необходимость почвенной влаги для роста растений. Фототропизм.

Приспособление растений к перенесению неблагоприятных внешних условий (2ч)

Устойчивость растений к перенесению низких температур

Цели программы

Развитие умений исследовать процессы жизнедеятельности, их зависимость от различных факторов разных растительных организмов.

Результат программы

обучающиеся научатся:

Устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток, органов;                      Наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;                                                                                                                              Формировать систематизированные представления о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, Получат опыт проведения несложных биологических экспериментов для изучения процессов жизнедеятельности растений.

Особые условия проведения

Особых условий не предусмотрено.

Материально-техническая база

• Материалы и оборудование для проведения лабораторных занятий.
    Живые комнатные растения;