«Волшебные краски»

Программа разработана на основе дополнительной образовательной программы «Художественная студия „Волшебный карандаш“ » Н.А.Лимовой, Т.М. Шиловской.

Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познать действительность. Произведения живописи, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту.

Актуальность программы связана с тем, что в Концепции модернизации российского образования отмечается необходимость более полного использования нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.

Программа имеет общекультурную направленность и в связи с ограниченностью количества часов, отведенных в учебном плане на предметную область «Искусство» (изобразительное искусство – 1 час), призвана создавать условия для более полного и качественного формирования эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейших линий развития личности ученика средствами изобразительного искусства.

Особенность программы заключена в способе введения детей в «большое искусство: от простого к сложному от конкретного к общему. Дети постепенно усваивают язык художника, начинают оперировать понятиями и терминами изобразительного искусства. Программа ставит целью как можно проще расшифровывать смысл понятий. Это дает возможность прочно заложить их в память детей, создать предпосылку для «самостоятельного вхождения» детей в искусство.

Педагоги

Шкредова Евгения Геннадьевна,  учитель начальных классов, высшая квалификационная  категория

Содержание программы

 

Раздел 1. А что там за окном? (10 ч.)

Живопись. Тёплые и холодные цвета вокруг нас.

Акварель.Изучение основных свойств акварельных красок.

Рисунки на тему «Осенние краски лесной феи». Выражение своего настроения при изображении природы. Какими красками можно передать всю сложность палитры осени, богатство оттенков осенней листвы. Выражение своего отношения к осени в рисунке.

Мы рисуем цветы. Способы изображения цветов. Приемы композиционного размещения на листе изображения цветов.

Изображение животных и птиц. Выражение отношения художника в изображениях на плоскости. Изображение характера зверя или птицы в движении.

Рисование на тему «Братья наши меньшие», "Птицы – наши друзья".

Особенности изображения подводного мира. Различные варианты изображения рыбы и воды.

Рисование на тему "Подводное царство«.

Рисование на тему «Вселенная глазами детей». Выражение своего настроения при изображении природы.

Конкурс рисунков на тему "Красота вокруг нас«.

Раздел 2. Как нарисовать сказку (8 ч.)

Что такое иллюстрация. Зачем нужны иллюстрации к текстам.

Художники – иллюстраторы. Различные трактовки одного и того сюжета разными художниками-иллюстраторами. Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета, рисунка.

Создание своих иллюстраций к народным сказкам «Репка», " Три медведя«, «Гуси- лебеди», "Петушок – золотой гребешок".

Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Выставка рисунков на тему "Мои любимые сказки".

Раздел 3. Время и фантазия (10 ч.)

Фантастические персонажи сказок ( Баба – Яга, Водяной, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч). Передача образа доброго или злого героя.

Былина. Чтение отрывка из былины. Картина В.Васнецова "Богатыри«.

Былинные богатыри. Крупное портретное изображение богатыря. Выражение своего восхищения мужеством, стойкостью героев.

Портреты персонажей из сказки Дж. Родарри «Приключения Чиполлино». Отражение своего отрицательного отношения к жадности, лени, трусости.

Создание портретов сказочных и фантастических персонажей. Внешний вид сказочного героя, его одежда (костюм). Костюм – важное средство характеристики персонажа.

Конкурс рисунков на тему "Мои любимые герои".

Подготовка к выставке творческих работ "Время и фантазия".

Выставка творческих работ "Время и фантазия".

Раздел 4. Удивительное рядом ( 9 ч.)

Правила создания композиции, передача движения.

Правила дорожного движения. Создание рисунков о правилах дородного движения.

Конкурс рисунков на стему "Правила дорожные знать каждому положено«.

Композиционное решение изображения, цветовое решение сюжетных картинок.

Рисование на тему «Я и моя семья», «Родина моя». Творческие работы на тему "Мои увлечения".

Изображение различных игр и развлечений крупным планом. Сюжеты, связанные с зимними забавами, из собственных наблюдений.

Зимние забавы. Изображение зимних детских игр.

Выставка рисунков "Удивительное рядом".

Раздел 5. Чтобы был праздник (11 ч.)

Создание цветом, гаммой красок и рисунком эмоционального настроения. Знакомство с матрешкой как игрушкой. Праздник русской матрёшки.

Народные промыслы России. Хохломская роспись. Связь формы и декора.

История театральной маски. Роль маски в перевоплощении актера из одного героя в другого.

Изготовление новогодних карнавальных масок. Создание карнавальной маски из бумаги.

Что такое декорации. Зачем нужны декорации. Создание рисунка – декорации "Сказочный домик".

Афиша и театральный плакат. Создание афиши.

Мой любимый праздник – Новый год. Изготовление праздничной открытки. Характер изображаемого настроения в графической технике – открытке. Создание эскиза открытки. Изготовление новогодних игрушек.

 

Цели программы

 

 

  Создание условий для гармоничного развития личности младшего школьника посредством приобщения к изобразительной деятельности.

 

Результат программы

Личностные результаты:

- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

- формирование духовных и эстетических потребностей;

- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Проговаривать последовательность действий.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Материально-техническая база

Учебный кабинет с оборудованием, методические материалы, наглядные пособия, таблицы, наборы для рисования, наборы для детского творчества