«Зелёный мир»

Программа разработана для тех, кто интересуется природой, хочет понимать её, разбираться в процессах и явлениях, связанных с жизнью животных и растений, узнавать «в лицо» представителей ближайшего природного окружения. Для школьников, которые готовы погрузиться в мир исследований живого, для тех, кто не боится творить, работать руками и делать свои собственные открытия в мире природы. Которые готовы понять, как здоровье человека зависит от состояния окружающей среды и что необходимо делать, чтобы его сохранить. А также на деле применить свои новые знания, участвуя в природоохранных акциях и конкурсах вместе со своими сверстниками, вовлекая в них и других людей.

 

Особенность программы в том, что она построена преимущественно на краеведческом материале и делает упор на формировании самостоятельности, развитии коммуникативных навыков в процессе познавательной деятельности и участия в природоохранной работе.

 

Главное внимание уделяется формированию способности оценивать состояние окружающей среды и коммуникативным навыкам в процессе совместного изучения окружающего мира

Педагоги

Бурлака Ольга Анатольевна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Образование: высшее, Красноярский государственный педагогический университет, 1993; квалификация: учитель биологии и сельского хозяйства

Педагогический стаж работы: 26 лет.

Награды:

2017 год – Почётная грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

2018 год – Благодарственное письмо Главы ЗАТО г. Железногорск.

 

Григорьева Татьяна Владимировна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, методист.

Образование: высшее, биологический факультет Красноярского государственного университета, квалификация: биолог 1994 год.

Общий стаж работы: 26 лет.

Стаж работы в ДЭБЦ: с 1995 года.

Награды, достижения:

2012 год – ­ Кадровый работник ДЭБЦ, занесена на Доску Почёта учителей России http://доскапочета.учителяроссии.рф/.

2012 ­ год – Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации за успехи в практической подготовке обучающихся и воспитанников, в развитии их творческой активности и самостоятельности и многолетний плодотворный труд.

2012 ­ год – Благодарственное письмо Главы ЗАТО г. Железногорск за большой вклад в развитие естественнонаучного образования в ЗАТО Железногорск, привлечению подрастающего поколения к участию в мероприятиях по охране окружающей среды и в связи с 40-летием всемирного дня охраны окружающей среды.

2013, 2014 годы – ­ Победитель краевого конкурса на присуждение денежного поощрения лучшим педагогам, работающим с одарёнными детьми.

2017 год – ­Участник Всероссийского конкурса "Фестиваль педагогического мастерства".

2018 ­год – Присвоено звание "Ветеран труда«.

Повышение квалификации:

2014 год – ­ «Информационные процессы в естественнонаучном образовании», ФГБОУ ВПО "Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева".

 

Каханова Светлана Владимировна – педагог дополнительного образования

Образование: высшее, Сибирский Федеральный Университет, 2014 г.

Квалификация: Биолог, специализация "Физиология растений"

Опыт работы:

2012-2014 гг – СФУ, учебный мастер

С 25.08.2014 – по настоящее время педагог дополнительного образования МБУ ДО "ДЭБЦ«

Стаж: общий – 5 лет, в ДЭБЦ – 3 года

Повышение квалификации:

2015 «Ландшафтное проектирование пришкольных участков», рег.номер 3987

 

Коноваленкова Марьяна Викторовна, заместитель директора по УВР

Образование: высшее, Красноярский государственный ордена «Знак Почета» педагогический институт, специальность «Биология и химия», 1993.

Повышение квалификации:

Краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», профессиональная переподготовка по специальности «Менеджмент образовательной организации», 2018 г.

Общий педагогический стаж – 27 лет.

Награды, звания:

Почетный работник общего образования Российской Федерации (2008 г.),

Заслуженный педагог Красноярского края (2016 г.)

Содержание программы

Предусматривает 4 года обучения.

 

В первый год обучения учащиеся:

  • знакомятся с сезонными изменениями в живой и неживой природе, приспособленностью организмов к ним;
  • видами растений и животных пригородного леса, их отличительными признаками.
  • изучают природные зоны Красноярского края с уникальным растительным и животным миром, Красной книги края;
  • принимают участие в экскурсиях на природу, в живой уголок и зимний сад Центра;
  • осуществляют уход за животными и растениями;
  • включены в творческую деятельность: придумывают рисунки, рассказы о животных и растениях, поделки из природного материала;
  • участвуют в играх, направленных на развитие коммуникативных навыков: «Зимушка-зима», «Наши зелёные друзья», «Хочу всё знать».

Во второй год обучения учащиеся:

  • изучают значение животных и растений в природе и жизни человека; знакомятся с животными-рекордсменами; ядовитыми и лекарственными растениями;
  • узнают о лишайниках, грибах, их месте в природе; многообразии и отличительных признаках.

Содержание программы второго года обучения включает элементы исследовательской деятельности:

  • работу по подбору информации и работу с микроскопом по изучению строения и диагностических признаков живых объектов;
  • экскурсии в пригородный лес по темам: «Многообразие хвойных растений», «Растения пригородного леса», «Растения-целители»;
  • диагностические игры: «В мире растений», «Эти забавные животные», «Путешествие в мир растений и животных».

Основное внимание уделяется развитию навыков общения в процессе участия в экологически ориентированной деятельности и способности оценивать состояние окружающей среды с точки зрения возможности оказания помощи природе совместно со взрослыми.

 

В третий год обучения учащиеся:

  • знакомятся с экологическими факторами и закономерностями природных экосистем как сообществ живых организмов; выявляют на их основе сходные закономерности в жизнедеятельности человека и его искусственной среды обитания с целью уменьшения отрицательного влияния человека на окружающую среду и её оздоровления;
  • рассматривают особенности организации экологически безопасной бытовой среды от квартиры до микрорайона; а также гигиены и здорового образа жизни с учётом экологических факторов;
  • проводят самостоятельные экологические исследования по темам: «Факторы окружающей среды и здоровья», «Выявление следов антропогенной нагрузки на сообщество»;
  • моделируют природные объекты – «Сад в бутылке», «Аквариум»;
  • участвуют в разработке проектов: «Нарисуй дом, в котором тебе хотелось бы жить», «В какой экосистеме я хотел бы жить», «Я хочу расти здоровым»;
  • участвуют в акциях: «Помоги своему микрорайону», «Я – защитник природы».

На первый план выходит формирование представления о значимости личного участия в практико-ориентированной экологической деятельности. Продолжается развитие коммуникативных навыков и навыков совместной созидательной деятельности в процессе исследования взаимного влияния человека и окружающей среды.

 

Четвёртый год обучения посвящён изучению экологических проблем города, края, страны; необходимости сохранения биологического разнообразия природы.

 

Учащиеся:

  • участвуют в исследовательской деятельности по определению качества элементов окружающей среды: определение качества воды, чистоты воздуха и видов шумового загрязнения, в разработке и реализации проекта «Представь город будущего»;
  • осуществляют практическую природоохранную деятельность в акциях: «Сохраним зеленый наряд Отчизны», «Как я могу участвовать в решении экологических проблем России и края».

Основные задачи:

  • формирование способности самостоятельно выбирать объекты экологической деятельности и адекватно её оценивать;
  • развитие навыков конструктивной совместной деятельности и умения адекватно её оценивать.

Цели программы

Формирование коммуникативных навыков обучающихся в процессе изучения многообразия живых организмов и участия в экологически ориентированной деятельности.

Результат программы

Обучающиеся:

 

Знают:

  • уникальность природных сообществ Красноярского края;
  • виды растений и животных, включённых в Красную книгу края;
  • экологические проблемы города, края, страны, связанные с деятельностью человека;
  • значение и принципы организации здорового образа жизни.

Умеют:

  • совместно договариваться о правилах общения в группе, доносить свою позицию до других;
  • оценивать состояние окружающей среды и определять объекты экологической деятельности;
  • осознавать значение личного участия в природоохранных и общественно значимых экологических мероприятиях и активно участвовать в них;
  • проявлять требовательность к себе и другим людям в вопросах охраны окружающей среды.

Особые условия проведения

Особых условий нет.

Материально-техническая база

- кабинет для проведения занятий с обучающимися по нормам СанПиН;

- живой уголок;

- зимний сад;

- учебно-опытный участок;

- дендрарий;

- компьютерный класс;

- микроскопы ученические - 6 шт.;

- лупы - 6 шт.;

- столы и стулья ученические;

- ТСО: компьютеры-10 шт., проектор, экран. ноутбук;

- таблицы: «Птицы», «Грибы», «Обитатели морей», «Животные», «Деревья», «Насекомые», «Паукообразные», «Звери»,

«Птицы перелётные, оседлые, кочующие», «Птицы», «Рыбы», «Земноводные и Пресмыкающиеся».

- Презентации к темам: Необычные птицы, Сказка подводного мира, Удивительные звери, Птицы леса, Какие бывают животные, Чудо на подоконнике, Тайны хвоинки, Необычные деревья, Растения: Враги или друзья.