«МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»

   Проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна. Современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. 

   В современной мире во всех слоях общества растет интерес к культурно историческому наследию и православной культуре как его существенной части, к истории своего рода. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на разработку моделей и программ духовно-нравственного воспитания детей через изучение своей семьи, своего рода и познание самого себя как неотделимой части этого целого.

Педагоги

Гранина Юлия Сергеевна, учитель истории и обществознания, I квалификационная категория

Содержание программы

   Тема 1. Я и мое ИМЯ – 11 часов

Понятие о родословной. Происхождение имени человека. История возникновения имени. История русских имен. Древние славянские имена. Прозвища в древней Руси. Прозвища русских князей. Откуда к нам пришли наши имена. Тайны наших имен. Имена и небесные покровители. Величание по предкам. Имя и человек. Что означает мое отчество?

Тема 2. Я и моя ФАМИЛИЯ – 13 часов

   Поколение. Потомки. Предки. Степени родства в семье. Наши предки – древние славяне. Основные занятия древних славян. Духовное наследие наших предков. Мифы древних славян. История возникновения фамилий у славян. История происхождения русских фамилий. Основы русских фамилий. История происхождения русских фамилий. Искусственные фамилии. Происхождение известных фамилий.

Тема 3. Я и моя СЕМЬЯ – 10 часов

   Родословное древо. Семейный архив, как исторический источник для составления родословия семьи (рода). Семья и семейные ценности. «Вместе и в горе, и в радости». Всероссийский день семьи, любви и верности. Семейные традиции. Семейная реликвия. "Этот удивительный мир фразеологизмов".

Тема 4. РОДОСЛОВНАЯ – главная книга СЕМЬИ – 13 часов

   Генеалогическое древо семьи (родословная схема). Виды родства, термины родства. Первые родословные на Руси. Родословная роспись. Практическое значение родословных в прошлом. Программы по составлению родословного древа.

Тема 5. АРХИВЫ – 7 часов

   Работа с архивами. Зачем существуют архивы? Самые большие архивы. Что хранится в архиве. Какие архивные документы помогут в воссоздании родословного древа.

Тема 6. Наука ГЕРАЛЬДИКА – 8 часов

   Наука ГЕРАЛЬДИКА. История герба РОССИИ. История Фамильного герба. Особенности создания фамильного герба. Герб семьи – прошлое и настоящее. Как составить герб семьи.

Тема 7. Семья в истории страны – 5 часов

   История моего района. История моей семьи в родном селе. Экскурсия по родным местам.

Тема 8. Исследовательский проект – 5 часов

   Подведение итогов. Подготовка к защите творческих проектов. Защита творческих проектов. Оформление выставки проектов.

Цели программы

Создание условий для развития личности и приобщения учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных семейных ценностей.

 

Результат программы

В результате освоения курса общающиеся овладеют:

- умением самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умением самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умением соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умением оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- овладеют основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умением определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- умением организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции);

 

Особые условия проведения

   Группа детей, для обучения которых предназначена данная программа – это дети, учащиеся общеобразовательных школы в возрасте от 9 до 14 лет, мальчики и девочки, без предварительной подготовки.

Материально-техническая база

· Компьютер

· Ноутбуки

· Проектор

· Экран

· Ватманы

· Цветная бумага

· Клей

· Цветные карандаши

· Фломастеры

· Текстовыделители

· Цифровой образовательной ресурс "Живая Родословная"