«Дружим с музыкой»

Каждое занятие строится по схеме:

– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

– дыхательная гимнастика;

– речевые упражнения;

– распевание;

– пение вокализов;

– работа над произведениями;

– анализ занятия

Наряду с образовательной программой в вокальных группах реализуется и воспитательная программа: экскурсии, тематические вечера, беседы, творческие встречи, коллективное посещение театральных спектаклей, туристические походы, накапливается фотоматериал о деятельности коллектива.

По желанию участники вокального кружка посещают в других учреждениях  дополнительного образования занятия по хореографии, театральный кружок, осваивают игру на музыкальных инструментах (фортепиано,  гитара).

Деятельность вокального кружка тесно связана с программой воспитательной работы школы, с различными другими учреждениями культуры и образования.

 

Педагоги

Чешева Любовь Александровна

Расписание

Понедельник 

14.00 - 14.40

14.50 - 15.30

Четверг

14.00 - 14.40

14.50 - 15.30

Содержание программы

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

1.1. Закрепление навыков певческой установки

1.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.

Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.

1.3 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тема II. Совершенствование вокальных навыков.

2.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

2.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков обучающихся

2.3. Развитие артикуляционного аппарата.

Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.

2.4. Речевые игры и упражнения

(по принципу педагогической концепции Карла Орфа).

Развитие чувства ритма, дикции, артикуляции, динамических оттенков. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

2.5. Укрепление дыхательных функций в пении.

Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.

Тема III. Работа над певческим репертуаром.

3.1. Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента).

3.2. Работа с произведениями композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Работа над выразительностью поэтического текста, певческими навыками. Работа над выразительностью исполнения классических произведений на основе учёта их психологического подтекста.

3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов.

3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков.

Освоение классического вокального репертуара для детей (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Л. Бетховен и др.). Жанры произведений композиторов-классиков: песня, вокальная миниатюра, баллада. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Исполнение произведений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Пение соло и в ансамбле.

3.5. Работа с солистами.

Развитие показателей певческого голосообразования как осознанного умения произвольно включать отдельные элементы эстрадного певческого тона, осознанно удерживать их на музыкальном материале, соответствующем возрасту. Освоение музыкальной грамоты.

Тема IV. Элементы хореографии

Разучивание движений для передачи образа песни.

Тема V. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

5.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профессиональных певцов. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами.

5.2. Посещение музеев, выставочных залов, концертов, театров.

Формирование основ общей и музыкальной культуры и расширение кругозора учащихся путем приобщения их к духовным ценностям разных народов. Обсуждение своих впечатлений и подготовка материалов для выставок, альбомов, стендов и т.д. Сбор материалов для архива коллектива.

5.3. Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью. Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня обучающихся.

Тема VI. Концертная деятельность.

Выступление солистов и группы (дуэт). В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

Цели программы

Цель

Создание условий для развития творческой личности ребенка и подростка средствами вокального искусства.

Задачи

Образовательные:

- формирование комплекса музыкально-ритмических навыков;

- обучение правильному дыханию;

- формирование системы знаний, умений и навыков по предмету вокал;

- постановка правильной, артикуляционно и дикционно ясной и выразительной речи, которая используется и в пении, и в быту.

Развивающие:

- развитие артистических и эмоциональных качеств у воспитанников средствами художественной выразительности;

- развитие внимательности, наблюдательности, логических и математических способностей;

- развитие способности к обучению языкам за счет вокальных упражнений.

Воспитательные:

· воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, слушательской и исполнительской культуры учащихся;

· воспитание и развитие любви и уважения к искусству и культуре родной страны.

· приобщение ребенка к здоровому образу жизни.

· воспитание в детях уважения к старшим, как продолжение педагогического авторитета.

· формирование чувств коллективизма, ответственности, дисциплинированности, потребности и готовности к эстетической деятельности;

· воспитание стремления к организации своего свободного времени.

· воспитание устойчивого интереса к музыке, пению, музыкального вкуса.

· развитие творческой инициативы, коммуникативных способностей, элементов самоуправления;

· реализация творческих возможностей музыкально одаренных детей на основе коллективного и сольного вокального музицирования;

· расширение музыкального кругозора обучающихся;

· профилактическая работа асоциального поведения обучающихся.

Валеологические:

· сохранение и укрепление психического здоровья детей;

· укрепление физического здоровья посредством дыхательной деятельности с соблюдением санитарно-гигиенических требований.

Результат программы

Планируемые результаты освоения программы "Дружим с музыкой":

- овладение искусством вокального мастерства;

- приобретение творческих навыков: артистичности, эмоциональности, культуры поведения в коллективе и на сцене;

- расширение музыкального кругозора;

- творческие достижения

· овладение необходимым запасом специфических вокально-хоровых навыков согласно содержанию программы;

· вовлечение значительного числа воспитанников, желающих заниматься данным видом музыкальной деятельности, приобщение их к духовным ценностям, получение практических навыков для самостоятельного музицирования;

· укрепление вокально-хорового коллектива как творческой единицы для участия в последующей концертной деятельности на местном, районном и республиканском уровнях;

· просветительская деятельность коллективов в сельском социуме (пропаганда музыкального искусства, освещение творческой деятельности в СМИ, благотворительная концертная деятельность);

· участие в летних лагерях с целью развития творческого потенциала и оздоровления обучающихся;

· создание условий для получения дальнейшего музыкального образования выпускников, желающих поступить в соответствующие учебные заведения;

· предполагаемая модель выпускника: проявление высокой эстетической и музыкально-певческой культуры, умение применять полученные знания, умения и навыки на практике, расширенный музыкальный кругозор.

 

К концу обучения на 1 ступени воспитанник будет:

• называть элементы музыкальной грамоты;

• следить за гигиеной певческого голоса;

• понимать основы певческих навыков, строения артикуляционного аппарата;

• соблюдать певческую установку;

• называть жанры вокальной музыки;

• иметь представление о народном творчестве, творчестве классических и современных композиторов;

уметь:

• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• точно повторить заданный звук;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох, в протяжных – применять цепное дыхание;

• показывать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;

• петь чисто и слаженно в унисон;

• петь без сопровождения отдельные попевки и несложные народные песни;

• принимать активное участие в творческой жизни вокального кружка

 

К концу обучения на 2ступени воспитанник будет

различать:

• основные типы голосов;

• жанры вокальной музыки;

• типы дыхания;

• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

• образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;

уметь:

• петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

• импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты;

• петь двухголосные песни

• реабилитироваться при простудных заболеваниях;

• давать критическую оценку своему исполнению

Особые условия проведения

Просторное помещение, сцена

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Фортепиано, синтезатор.

3. Музыкальный центр, компьютер.

4. Записи фонограмм в режиме «+» и "-".

5. Электроаппаратура.

6. Зеркало.

7. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).

8. Нотный материал, подборка репертуара.

9. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

10. Записи выступлений, концертов

11. Компьютер, проектор

12. Микрофон