По ступеням неизведанных тайн

Представленная образовательная программа разноуровневая -  состоит  из модулей. 1 модуль – учащиеся 6-7 (12-13 лет), 2 модуль – учащиеся 8-9 классов (14-15 лет), 3 модуль – учащиеся 10-11 классов (16-17 лет). Модуль 1 – «Вещества в  быту»  знакомит с веществами, окружающими человека в повседневной жизни, правилами аккуратного обращения с ними. Кроме этого обучающиеся проводят исследования, простейшие химические эксперименты, соблюдая охрану труда. При этом обучающиеся делают первые шаги в исследовательской и проектной работе.

   Модули: «Старт в химию» и «Химия и жизнь» - расширяют возможности  учащихся познавать мир веществ, обратить   внимание на свое здоровье, вести исследовательскую деятельность в области экологии региона, создавать и защищать проекты индивидуальные, парные. Старшеклассники участвуют в городских, региональных, Всероссийских, Международных конкурсах естественнонаучного направления

Программа  предусматривает  теоретический   курс (лекции, беседы с электронным презентациями, поиском информации по электронным источникам, на сайтах Интернета), практический – знакомство с устройством и правилами обращения  простейшим химическим оборудованием, химический эксперимент: свойства веществ, занимательная химия, исследования в области экологии, влияния веществ на здоровье человека. Проектная деятельность учащихся в каждом модуле, соответственно возрасту, поможет учащимся познать мир веществ. Работать в паре, группе, приобретая коммуникативные навыки в общении. Тематика исследований, проектов несет экологизированный курс с применением знаний по химии.

Данная программа выполняет важную социальную функцию, помогая детям через активное познание окружающего мира войти в новые современные  социально-экономические отношения, и, преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни.  Ее социальная направленность выражается в формировании экологического мировоззрения, разумных взаимоотношений человека с социумом и природой, а также в широкой начальной профессиональной ориентации.   Отличительной особенностью программы является её практическая направленность, в ходе которой формируется проектно-исследовательская компетентность учащихся.

Программа поможет учащемуся ближе ознакомиться с веществами в быту и окружающей среде, проводить химический эксперимент, уникальные опыты всегда интересны учащимся, что поможет привлечь их к более сложным, интересным исследованиям в области здоровья, экологических вопросах, предпрофессиональной подготовке .

Педагоги

Кузьменко Светлана Николаевна. Учитель химии и биологии высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель Красноярского края. Победитель национального проекта Образование" Лучшие учителя России.

Содержание программы

Модуль1. Вещества в  быту.

Вещества вокруг. Свойства веществ. Выявление отличительные свойства веществ, описывают физические свойства. Что надо знать при покупке продуктов и приготовлении пищи. Продукты: по агрегатному состоянию: твердые жидкие, газообразные. Сыпучие продукты, правила хранения. Жидкости, правила хранения. Исследование меда на примеси. Исследование продуктов питания на присутствие крахмала. Получение карамели.

Вода и воздух. Чистый воздух. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Основные загрязнители воздуха. Очистка воздуха от примесей. Органолептические свойства воды. Роль воды в живой природе. Роль воды в процессе растворения, химических, биохимических процессах. Вода и политика. Вода и оборона. Вода – хранитель энергии. Запасы воды на планете. Проявление токсичности веществ и их растворителей. Химический состав природных вод. Жесткость воды. Санитария питьевой воды. Водоочистительные станции. Методы очистки воды, их эффективность. Охрана природных вод. Законодательство. Международное сотрудничество. Анализ речной и водопроводной воды. Сравнение состава чистой и загрязненной воды. Определение жесткости воды, способы ее устранения. Питьевая вода, ее качество, очистка в быту: фильтры, барьеры, применение в быту. Неньютоновская жидкость, ее отличия. Сборка  прибора для очистки воды.

Моющие средства. История изготовления моющих средств Мыло (виды, состав, назначение).

Основной состав стиральных  порошков. Исследования на образование пены,

Накипь, ее вред, способы ее удаления. Мыльные пузыри: получение мыльных пузырей различными способами. Исследования на образование пены, состав по этикеткам. Чистка посуды от накипи.

Модуль 2. Старт в химию.

Пища. Что надо знать, покупая продукты. Пищевая ценность белков, жиров, углеводов. Минеральные вещества. Микро- и макроэлементы. Пищевые добавки. Процессы, происходящие при варке овощей. Содержание нитратов в пище. Качество пищи и проблемы сроков хранения продуктов. Определение нитратов в плодах, овощах, отварах. Анализ продуктов питания по этикеткам. Расшифровка пищевых добавок, их действия.Напитки. Польза или вред.

Понятие о биосфере, как среды жизни человека. Глобальные проблемы экологии, связанные с хозяйственной деятельностью человека: кислородные дожди, уменьшение озонового слоя планеты. Растения – источники кислорода. Кислотные дожди. Сера- оксид – серная кислота. Озоновый слой. Трансформация кислорода в озон, защитная роль озонового слоя земли. Его значение для жизни и возможные последствия. Изменения в воздухе содержания углекислого газа и его влияние на здоровье человека. Основные источники загрязнения в жилых помещениях. Исследование загрязнение окружающей среды выхлопными газами автомобилей.

Металлы на службе артиллерии. Металлы в пиротехнике. Металлы и сплавы в танковой бригаде. Неметаллы  на службе у человека: резина (сера), водород. К 75- летию Победы в ВОВ – выступление лучших работ на городской выставке.

Проектная  деятельность.

Модуль 3. «Химия и жизнь».

Роль воды в процессе растворения, химических, биохимических процессах.

Запасы воды на планете. Экологическое состояние воды. Растворы. Методы определения концентрации растворов. Титрование растворов. Определение концентрации растворов  по его плотности. Закон действия масс и применение в аналитической химии. Исследование питьевой воды в доме (качественный анализ).

Тяжелые металлы и здоровье человека. Введение. Молекулярно-генетический аспект. Понятие  о металлах-биогенах. Представители групп металлов: биологическая роль, антропогенные источники, токсическое действие (металлы -  Na, K, Ca, Fe, Mg,Zn, Al, Cr, Ni, Pb, Cu, Hg).
Нобелевская премия за открытия кобаламина.

Исследования загрязнения воздуха транспортом.

Определение тяжелого металла в почве.

Определение ионов железа в природных почвах.

Воздействие на белки солей металлов, качественные реакции на металлы

Что скрывается за приставкой «нано». Наноуровень. Наночастицы. Нанообъекты.

Свойства нановещества. Методы нанонауки. Кластеры. Нанотрубки. Нанонити. Нанопроволоки. Методы исследования нанообъектов: микроскопия, рентгеноскопия, дифракция, спектроскопия. Применение нанотохнологии. Ферромагнитные  наноматериалы. Диамагнетики, парамагнетики, фероомагнетики.Наноалмазы.Фуллерены. Углеродные нанотрубки, их применение.

Приготовление, свойства магнитной жидкости – коллойдного раствора магнетита Fe3O4 в воде. Получение наночастиц серебра, берлинской лазури. Чем отличается «нано» от «микро» и «мили. Получение смешанного оксида никеля (II) хрома (III) NiCr2O4. Экстракция фуллерена из сажи.

Исследовательская деятельность. Исследование мела. Исследования влияния талой воды, собранной около школьной автомобильной дороги на наличие тяжелых металлов. Минеральная косметика. Хемотаксис у простейших. Исследования качества бензина на АЗС г. Енисейска. Ржавчина и способы ее устранения в домашних условиях. Влияние выбросов автомобильного транспорта на атмосферу в г. Енисейске.

Подведение итогов освоения программы. Защита индивидуальных творческих проектов.

Цели программы

Формирование исследовательских компетентностей старших школьников через практическую и экспериментальную деятельность по химии; развитие профессиональных склонностей в области естественных наук.

Результат программы

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое),

-владение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение работать с разными источниками. – представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта.

Материально-техническая база

Для обеспечения образовательного процесса необходимо следующее оснащение: учебный кабинет с соответствующим оборудованием- (ученические столы на 2 места или большой – 6 шт. или большой стол на 12 чел., стулья – 12 шт., доска маркерная – 1 шт., экран (или интерактивная доска) – 1 шт., шкафы для хранения наглядных материалов, инструментов, водоснабжение в лаборатории, принудительная и естественная вытяжка, химическое оборудование и реактивы, оборудованное место педагога (стол, стул, компьютер, принтер).