ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ПОРТФЕЛЬ ШКОЛЬНОЙ ИСТОРИИ»

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации учащихся и учителей в процессе совместной деятельности, а также  созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Педагоги

Ланкина Елена Викторовна, педагог дополнительного образования, 1 квалификационная категория. 

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие.

Знакомство со школьным музеем: история его создания, экспозиции, выставочные экспонаты. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и др.; государственные, частные, муниципальные, школьные и др.

Тема 2.Свидетели истории.

Газеты, журналы, книги – важные источники сведений. "Свидетельства и свидетели истории".

Тема 3. Ваши помощники в поисковой работе.

Где и как собирать материалы для музея. Основные источники, используемые для сбора материала для музея: книги и брошюры, в которых рассказывается о истории школы; дневники и планы, фотографии, стенгазеты; воспоминания выпускников школы; вещественные памятники (символы, атрибуты и т. д.).

Учреждения, организации и лица, которые могут помочь в поисковой работе: учителя, библиотекари, работники государственных музеев и архивов.

Тема 4. Как работать с газетами, журналами, книгами.

Работа с каталогами в школьной библиотеке. Подготовка списка необходимой литературы. Изучение текста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники.

Тема 5. Как записывать воспоминания.

Беседы, анкетирование выпускников школы и учителей, родителей, свидетелей изучаемых событий. Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись рассказов и воспоминаний. Использование технических средств.

Тема 6. Учет и хранение собранных документов и вещей.

Книга учета (инвентарная книга). Какие сведения необходимо в нее вносить. Как хранить собранные материалы.

Тема 7. Оформление результатов поиска и создание экспозиции.

Оформление альбома, создание презентаций, музейной выставки (отбор и размещение собранных материалов, составление пояснительных текстов и т. д.).

Тема 8. Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию.

Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий. Самостоятельное проведение экскурсий в музее по разработанной теме. Проведение виртуальной экскурсии в музее.

Тема 9. Забота о ветеранах – наш священный долг.

На занятиях заслушиваются сообщения учеников о выполнении поисковых заданий, проводится обмен мнениями, организуются индивидуальные и групповые консультации. Занятия предполагают лекционную, экскурсионную, научно-поисковую форму деятельности учащихся; занятия имеют практическую направленность – составление презентаций, проведение экскурсий в музее, подготовку и проведение виртуальной экскурсии по музею.

Цели программы

Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения. Бережному отношению к истории школы.

Результат программы

обучающиеся научатся:

-самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; 

-запрашивать недостающую информацию у специалиста;

-использовать моделирование, реальный и мысленный эксперименты, наблюдение, работа с первоисточниками;

-инициировать взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию; 

-уверенно держаться во время выступления;

-использовать различные средства наглядности при выступлении;

отвечать на незапланированные вопросы.

Особые условия проведения

Программа рассчитана на учащихся школы разных возрастов, интересующихся школьной историей, историей родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу, участвующих в районных конкурсах юных экскурсоводов, а также учителей и родителей.

Материально-техническая база

Экспонаты музея, включающие:


- фотоматериалы о  развитии школы, 

-библиотечка книг и брошюр,

- октябрятская, пионерская и комсомольская атрибутика,

- коллекция значков,

- памятные сувениры, посвященные знаменательным датам,

- тематические экспозиции;

2.Документация музея.

- паспорт музея,

- книга учета поступления музейных экспонатов, книга учета посещений и отзывов

- акт приемки предметов на постоянное пользование,

- план работы музея.

3.Интернет – ресурсы.