Русский язык (9, 11 классы)

Дополнительная общеразвивающая программа "Говорите и пишите по-русски правильно" предназначена для учащихся 9 и 11 классов.

 

Программа по русскому языку построена с учётом принципов системности, научности и доступности, способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся.

В основу содержания программы заложены различные аспекты русского языка как лингвистической дисциплины, рассматриваемые с точки зрения нормативности и помогающие сформировать умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее выразительное, стилистически оправданное.

Содержание программы напрямую связано с современным русским языком, являющимся базой для изучения норм литературного языка на всех его уровнях и выстраивается от частных вопросов (особенности образования и употребления определённых форм слов) к общим (качество идеальной речи).

Педагоги

Ломакина Ксения Владимировна – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Образование: высшее, Красноярский государственный педагогический университет. Специальность – русский язык и литература, квалификация – учитель русского языка и литературы.

Общий трудовой стаж: с 1996 года.

Стаж работы во Дворце творчества: с 2015 года.

Награды:
2014 год – Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации.

Повышение квалификации:
2015 год – «Индивидуально-дифференцированный способ обучения с учетом психофизиологических особенностей школьников», ККИПКиППРО.
2015 год – «Учебно-научная и организационно-методическая работа с одаренными школьниками-участниками предметных олимпиад и конкурсов по литературе», ФГАОУВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», город Москва.
2016 год – «Инновационные подходы в организации работы учителей литературы с одарёнными детьми», ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», город Курск.
2017 год – «Подготовка экспертов ЕГЭ предметной комиссии по русскому языку», КГАУ ДПО "Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования".

 

Латышева Виолетта Витальевна – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Образование: высшее, Красноярский государственный университет, квалификация – филолог, учитель русского языка и литературы, специальность – русский язык и литература.

Общий трудовой стаж: с 1986 года.

Стаж работы во Дворце творчества: с 2012 года.

Награды:
Присвоено почетное звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации».
2017 год – Благодарность МБУ ДО «ДТДиМ» за подготовку и проведение городского семинара «Дворец творчества как образовательное пространство для воспитания личности ребенка, развития интеллекта и творческой деятельности».

Повышение квалификации:
2014 год – «Принципы и приемы редактирования текста в процессе работы над сочинением», 72 часа; «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта», 36 часов – дистанционные курсы повышения квалификации при Педагогическом университете - «Первое сентября».
2016 год – «Формирование познавательных УУД при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ средствами УМК по русскому языку».
2016 год – «Организация парной и групповой работы на уроке русского языка: деятельностный аспект (на примере УМК «Русский язык» 5-9 классы под ред. А.Д.Шмелева)».
2016 год – «Формирование коммуникативных навыков на уроках русского языка (невербальный аспект: умение слушать, видеть, анализировать)».

Содержание программы

1. Фонетика и орфография. Написания, подчиняющиеся фонетическому принципу. Правописание приставок. Морфемика и словообразование. Безударная гласная в корне слова. О-Е-Ё после шипящих и Ц в различных частях речи. Правописание Н-НН в различных частях речи. НЕ с различными частями речи. Частицы НЕ-НИ. Дефисное написание существительных, прилагательных, наречий.


2. Морфология. Имя существительное. Множественное число существительных. Имя прилагательное как часть речи. Нормы употребления прилагательных. Числительное как часть речи. Нормы употребления и склонения числительных. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений по значению. Нормы употребления местоимений. Глагол как часть речи. Спряжение глаголов. Орфограммы в суффиксах и окончаниях глаголов. Причастие как особая форма глагола. Действительные и страдательные причастия. Правописание суффиксов причастий. Служебные части речи. Правописание предлогов и союзов.


3. Синтаксис. Простое предложение. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Вводные слова и предложения. Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.


4. Стилистика. Текст. Типология текстов. Средства связи частей текста. Цепные и параллельные связи предложений. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Паронимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы. Стили речи. Разговорный стиль. Письмо как письменный жанр разговорного стиля. Научный стиль и его подстили. Языковые особенности стиля. Научно-популярный текст. Анализ научно-популярного текста. Публицистический стиль. Языковые особенности стиля. Позиция автора в публицистическом тексте. Способы её выражения. Способы аргументации собственной позиции. Вступление и заключение в сочинении-рассуждении. Художественный стиль. Сфера употребления, назначение, языковые особенности. Изобразительно-выразительные средства языка.


5. Написание творческих работ.

Цели программы

  • развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
  • применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Результат программы

Учащиеся смогут:

  • анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
  • комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;
  • выражать и аргументировать собственное мнение;
  • последовательно и логично излагать свои мысли;
  • использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство русского языка;
  • продемонстрировать практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Особые условия проведения

Отсутствуют.

Материально-техническая база

1. Учебная аудитория с необходимой учебной мебелью (столы, стулья) по количеству учащихся.

2. Компьютер, проектор, экран, колонки.