ДОП «БИОХИМ»

Дополнительная общеобразовательная программа «Биохим» ориентирована на успешную сдачу ЕГЭ по химии и биологии. Актуальность данной программы состоит в том, что она дает возможность учащимся повторить основные химические понятия, обобщить знания по общей, неорганической и органической химии. При изучении данной программы открывается дополнительная возможность показать учащимся связь теории с практикой и подготовить их к ситуациям выбора направления дальнейшего образования.

Педагоги

Ковригина Светлана Алексеевна, учитель биологии и химии.

Содержание программы

Программа включает несколько образовательных модулей:

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ −22ч

1.1.Современное представление о строении атома – 7ч.

Важнейшие понятия химии. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атомов и ионов. Основное и возбужденное состояния атомов. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Общая характеристика металлов IА–IIIА групп и неметаллов IVА–VIIА групп, переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа) в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. 

Практическая работа: решение тестов – тренинг№ 1 и № 2

1.2. Химическая связь и строение вещества – 4ч

Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.Тип кристаллической решетки. 

Практическая работа: решение тестов – тренинг№ 3

1.3. Химическая реакция – 11ч

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов. Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Гидролиз солей. Реакции окислительно-восстановительные. Электролиз.

Практическая работа: решение тестов – тренинг№ 4 и № 5

II. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ – 4ч

Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная). Характерные химические свойства простых веществ – металлов, переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа), неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Характерные химические свойства  важнейших классов неорганических соединений: оксидов, кислот, солей и оснований. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

Практическая работа: решение тестов – тренинг№ 6

III. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ – 5ч

Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная). Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и гомологов бензола, стирола). Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Важнейшие способы получения аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды). Взаимосвязь органических соединений

Практическая работа: решение тестов – тренинг№ 7 и№ 8

IV. МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ −2ч

4.1. Экспериментальные основы химии – 1ч

Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Качественные реакции органических соединений. Основные способы получения (в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам неорганических соединений. Основные способы получения углеводородов (в лаборатории)

4.2. Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ. Применение веществ – 1ч

Понятие о металлургии: общие способы получения металлов Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия Природные источники углеводородов, их переработка Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки. Применение изученных неорганических и органических веществ.

Зачёт по всему курсу −1 ч

Цели программы

Систематизировать и углубить теоретические и практические знания учащихся 10-11 классов по различным разделам химии за курс средней школы и подготовить к выполнению заданий различного уровня сложности.

Результат программы

Углубленная подготовка и развитие системы ранее приобретенных программных знаний по химии для успешной сдачи ЕГЭ за курс средней школы

В результате реализации программы, обучающиеся будут знать:

место химии в современной научной картине мира; понимать роль химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

владеть основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверено пользоваться химической терминологией и символикой;

знать основные методы научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент и уметь обрабатывать, объяснять результаты проведённых опытов и делать выводы; а также применять методы познания при решении задач на практике.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

давать количественные оценки и проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям;

выдвигать гипотезы на основе знаний о составе, строении вещества и основных химических законах, проверять их экспериментально, формулируя цель исследования;

применять методы самостоятельного планирования и проведения химических экспериментов с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

сформирована собственная позиция по отношению к химической информации, получаемой из разных источников;

сформирована система знаний об общих химических закономерностях, законах, теориях;

сформировано умение исследовать свойства органических веществ, объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их осуществления;

сформировано умение описывать, анализировать и оценивать достоверность полученного результата;

сформировано умение прогнозировать, анализировать и оценивать с позиций экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

Общим результатом реализации программы является повышение качества обучения, лучшее усвоение материала базового курса химии и, как следствие, рост показателей успеваемости учащихся. Такой результат достигается за счет постоянного подкрепления теоретических знаний реализацией их на практике.

 

 

 

Особые условия проведения

Должны знать химические понятия, способы химического исследования.

Материально-техническая база

Оснащение кабинета химии