«Маленький волшебник» (тестопластика)

Расписание родительских собраний

Знакомство ребенка с пластическими материалами значительно расширяет изобразительные возможности и творческие проявления детей. На занятиях ребенок испытывает эстетическое наслаждение от пластичности материала, его объемности, от форм, которые получаются во время лепки. Ребенок осознает различные свойства материала, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, учится их исследовать. Тестопластика развивает и совершенствует природное чувство владения собственными руками, активное действие которых ведет к более точной передаче формы.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объемные образы или целые композиции. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:

  • повышают сенсорную чувствительность, способствуют тонкому восприятию формы, цвета, веса, пластики;
  • способствуют развитию зрительного восприятия и памяти;
  • развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
  • синхронизируют работу обеих рук, развивает малые мышцы кистей рук, позволяют лучше координировать движения и ориентироваться в пространстве;
  • формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
  • способствуют усвоению целого ряда математических представлений (длина, ширина, высота, геометрическая фигура и т.д.).

Преимущество лепки в том, что она объединяет технические приемы живописи, графики, но в отличие от них дает понятие трехмерности, то есть объеме. Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Новизна программы и ее отличие от других смежных по профилю деятельности программ заключается в том, что за основу в качестве изобразительного материала взято соленое тесто (обычное и цветное); дана технология изготовления изделий; на ряду с основным материалом – тестом – используются и другие пластические материалы – пластилин, глина, пластика, влажный песок и др.

Занятие по программе развивает художественно-творческие способности учащихся, их личность и расширяет познания ребят о различных материалах и их свойствах, воспитывает толерантность и взаимопомощь.

Педагоги

Лопато Евгения Борисовна – педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория

 

Расписание

Форма проведения занятий: очная (в группе).

  • 1 год обучения –108 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Перерыв между занятиями 10 минут. Согласно СанПин (2.4.1.2660-10 ст. 12.13). Занятие длится: 5-6 лет – 25 мин.

Группы создаются из детей, не имеющих практических навыков в работе с пластичными материалами. Группа формируется до 10 человек. В группе могут заниматься дети с разным уровнем подготовки.

  • 2 год обучения – 108 часов. Занятия проводятся 2 раза. Перерыв между занятиями 10 минут. Согласно СанПин (2.4.1.2660-10 ст. 12.13). Занятие длится: 6-7 лет – 30 мин.

Группы формируются из детей, успешно освоивших программу 1 года обучения, в составе до 10 человек, имеющих определенные теоретические и практические знания в работе с пластичными материалами.

  • Программой предусмотрены занятия в мини группах по 2-3 человека. Эти занятия направлены на развитие и обучение детей, которые поступили в группу позднее или для детей, которые испытывают затруднения при усвоении учебного материала.

В ходе реализации программы: занятия проводятся в форме игры, путешествия, мастер-класса и т.д.

 

 

Содержание программы

1 год обучения:

  • Формы предметов, наиболее характерные их признаки.
  • Приемы синхронизации работы обеих рук; координация работы глаз и рук (формировать зрительный контроль за движениями своих рук); соизмерение нажима ладоней на материал.
  • Простейшие формы (шар и цилиндр) и видоизменение их – преобразование в иные формы, создавая при этом выразительные образы.
  • Лепка пальцами и ладонями, соединение деталей не прижимая, а примазывая их друг к другу; защипывание краёв формы; вытягивание или оттягивание небольшого количества материала для формирования деталей (хвостиков, крылышек, клювиков).
  • Создание оригинальных образов из 2-3 деталей, учитывая пропорции и взаимное размещение частей, правильное соединение и аккуратное скрепление деталей.
  • Знакомство с традиционной народной игрушкой: Филимоновской, Каргопольской, Дымковской.
  • Изучение строения фигур животных, птиц, рыб, людей.
  • Способы декорирования.
  • Составление общих композиций из отдельных элементов.
  • Виды орнаментов (растительные, геометрические, центрические).
  • Лепка плоскостная и объемная.

2 год обучения

  • Повторение основных способов лепки. Изучение новых: конструктивной, скульптурной, комбинированной, модульной, лепка на форме.
  • Способы декорирования (налепы, роспись, рельефы) в одном изделии.
  • Лепка объемных фигурок и простых композиций из глины, пластилина, соленого теста, снега; 
  • Роспись вылепленных игрушек. Детальное изучение фактуры птиц, животных, людей. 
  • Изучение народной игрушки. Знакомство с Дымковской игрушкой. Ее отличия и сходства с Филимоновской игрушкой. Элементы росписи.

Цели программы

Цель программы:

Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей посредством декоративно-прикладной и изобразительной деятельности.

 Задачи программы:

 1. Изобразительные:

  • Учить детей создавать художественный образ средствами пластики.
  • Развивать зрительное и мускульное восприятие формы, чувство ритма, симметрии, пропорции.
  • Уточнять представление о форме предметов, их сходство и различие, положение в пространстве, характерных признаков.
  • Учить самостоятельно определять исходную форму для лепки предмета.
  • Учить использовать для создания образа различные выразительные средства.
  • Развивать умение представлять задуманные образы, сюжеты; работать по представлению, с натуры, по замыслу.
  • Воспитывать художественный вкус.

2. Технические:

  • Учить ребенка системе активного обследования предмета, знакомить его с выработанными обществом эталонами.
  • Развивать координацию движения рук.
  • Учить лепить всей кистью и пальцами.
  • Использовать в работе различные способы декорирования: налепы, рельефы, углубленный рельеф (контр рельеф)
  • Использовать в работе разные техники лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный, модульный, лепку на форме.
  • Использовать в работе разные приемы: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, примазывание, и др.

3. Творческие:

  • Разбудить в каждом ребенке желание выразить себя в творчестве.
  • Расширять кругозор, формировать творческое отношение к окружающему миру.
  • Развивать творческую инициативу, самостоятельность в выборе темы и отборе способов изображения, применяя полученные знания и умения.
  • Создавать условия для личностного роста.

Результат программы

Результаты обучения:

Обучающиеся студии в результате должны знать:

  • названия пластичных материалов, их особенности и различия, названия и назначение инструментов и приспособлений, правилах безопасности труда и личной гигиены при работе;
  • главные отличительные элементы орнаментов;
  • отличительные особенности росписи народных игрушек;
  • значения слов: орнамент, композиция, симметрии, форма, шаблон, эскиз;

Обучающиеся студии в результате должны уметь:

  • называть примеры геометрического, растительного, центрического орнамента;
  • пользоваться кистью, красками, палитрой;
  • передавать выразительные особенности формы и размера предметов;
  • пользоваться стекой, печатками и другими инструментами и приспособлениями;
  • применять различные способы лепки;
  • применять эскизы и рисунки;
  • проявлять творческую активность, фантазию при создании художественных изделий.

В программе предусмотрена трёхуровневая система оценки результата (общей ручной умелости и творческой деятельности).

  • Низкий уровень – выполнение заданий с обязательной помощью и подсказкой;
  • Средний уровень – выполнение заданий с организационной помощью, вносит в работу новые идеи;
  • Высокий уровень – самостоятельно выполняет задания, творчески к ним подходит, предлагает интересные идеи, реализует их.

Личностные качества и развитие оцениваются на событиях и праздниках с помощью педагогических и родительских наблюдений (отзывы и возможна психологическая диагностика).

Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:

  • Практические занятия.
  • Творческие мастерские.
  • Презентация собственной деятельности и результативности.
  • Выставки.

 

Особые условия проведения

Программа реализуется за счет ПФДО (сертификата персонифицированного финансирования)

Прием детей на обучение осуществляется в соответствии с планом приема в порядке очередности подачи родителями (законными представителями) заявлений, без вступительных испытаний.

 




Материально-техническая база

Имеется специально оборудованный кабинет для групповых занятий, наглядный и методический фонды. Кабинет соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, имеется раковина и центральное водоснабжение.

Кабинет оснащен учебной мебелью, учебными досками, местами для хранения:

- светлая, просторная, теплая, хорошо проветриваемая мастерская, оборудованная специальными столами, стульями, емкостями для хранения художественных материалов;

- шкафы, полки, стеллажи для сушки изделий;

- ткань, салфетки, фактурные ткани;

- миски для замешивания теста, банки для воды, скалки, стеки, карандаши, кисти разных размеров, клей, картон, шпагат, природный материал, краски;

- наглядные пособия, образцы готовых изделий.

- специальная и методическая литература.

Расходные материалы, используемые на занятиях, предоставляются.

 

Стоимость

Занятия проводятся на бюджетной основе.

Видео

[ "" ]