- Главная
- Направления
- Художественная
- Декоративно-прикладное творчество
- «Маленький волшебник» (тестопластика)
Рекомендуем посмотреть
«Маленький волшебник» (тестопластика)
- (1)
Расписание родительских собраний
Знакомство ребенка с пластическими материалами значительно расширяет изобразительные возможности и творческие проявления детей. На занятиях ребенок испытывает эстетическое наслаждение от пластичности материала, его объемности, от форм, которые получаются во время лепки. Ребенок осознает различные свойства материала, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, учится их исследовать. Тестопластика развивает и совершенствует природное чувство владения собственными руками, активное действие которых ведет к более точной передаче формы.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объемные образы или целые композиции. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:
- повышают сенсорную чувствительность, способствуют тонкому восприятию формы, цвета, веса, пластики;
- способствуют развитию зрительного восприятия и памяти;
- развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
- синхронизируют работу обеих рук, развивает малые мышцы кистей рук, позволяют лучше координировать движения и ориентироваться в пространстве;
- формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- способствуют усвоению целого ряда математических представлений (длина, ширина, высота, геометрическая фигура и т.д.).
Преимущество лепки в том, что она объединяет технические приемы живописи, графики, но в отличие от них дает понятие трехмерности, то есть объеме. Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Новизна программы и ее отличие от других смежных по профилю деятельности программ заключается в том, что за основу в качестве изобразительного материала взято соленое тесто (обычное и цветное); дана технология изготовления изделий; на ряду с основным материалом – тестом – используются и другие пластические материалы – пластилин, глина, пластика, влажный песок и др.
Занятие по программе развивает художественно-творческие способности учащихся, их личность и расширяет познания ребят о различных материалах и их свойствах, воспитывает толерантность и взаимопомощь.
Педагоги
Лопато Евгения Борисовна – педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория
Расписание
Форма проведения занятий: очная (в группе).
- 1 год обучения –108 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Перерыв между занятиями 10 минут. Согласно СанПин (2.4.1.2660-10 ст. 12.13). Занятие длится: 5-6 лет – 25 мин.
Группы создаются из детей, не имеющих практических навыков в работе с пластичными материалами. Группа формируется до 10 человек. В группе могут заниматься дети с разным уровнем подготовки.
- 2 год обучения – 108 часов. Занятия проводятся 2 раза. Перерыв между занятиями 10 минут. Согласно СанПин (2.4.1.2660-10 ст. 12.13). Занятие длится: 6-7 лет – 30 мин.
Группы формируются из детей, успешно освоивших программу 1 года обучения, в составе до 10 человек, имеющих определенные теоретические и практические знания в работе с пластичными материалами.
- Программой предусмотрены занятия в мини группах по 2-3 человека. Эти занятия направлены на развитие и обучение детей, которые поступили в группу позднее или для детей, которые испытывают затруднения при усвоении учебного материала.
В ходе реализации программы: занятия проводятся в форме игры, путешествия, мастер-класса и т.д.
Содержание программы
1 год обучения:
- Формы предметов, наиболее характерные их признаки.
- Приемы синхронизации работы обеих рук; координация работы глаз и рук (формировать зрительный контроль за движениями своих рук); соизмерение нажима ладоней на материал.
- Простейшие формы (шар и цилиндр) и видоизменение их – преобразование в иные формы, создавая при этом выразительные образы.
- Лепка пальцами и ладонями, соединение деталей не прижимая, а примазывая их друг к другу; защипывание краёв формы; вытягивание или оттягивание небольшого количества материала для формирования деталей (хвостиков, крылышек, клювиков).
- Создание оригинальных образов из 2-3 деталей, учитывая пропорции и взаимное размещение частей, правильное соединение и аккуратное скрепление деталей.
- Знакомство с традиционной народной игрушкой: Филимоновской, Каргопольской, Дымковской.
- Изучение строения фигур животных, птиц, рыб, людей.
- Способы декорирования.
- Составление общих композиций из отдельных элементов.
- Виды орнаментов (растительные, геометрические, центрические).
- Лепка плоскостная и объемная.
2 год обучения
- Повторение основных способов лепки. Изучение новых: конструктивной, скульптурной, комбинированной, модульной, лепка на форме.
- Способы декорирования (налепы, роспись, рельефы) в одном изделии.
- Лепка объемных фигурок и простых композиций из глины, пластилина, соленого теста, снега;
- Роспись вылепленных игрушек. Детальное изучение фактуры птиц, животных, людей.
- Изучение народной игрушки. Знакомство с Дымковской игрушкой. Ее отличия и сходства с Филимоновской игрушкой. Элементы росписи.
Цели программы
Цель программы:
Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей посредством декоративно-прикладной и изобразительной деятельности.
Задачи программы:
1. Изобразительные:
- Учить детей создавать художественный образ средствами пластики.
- Развивать зрительное и мускульное восприятие формы, чувство ритма, симметрии, пропорции.
- Уточнять представление о форме предметов, их сходство и различие, положение в пространстве, характерных признаков.
- Учить самостоятельно определять исходную форму для лепки предмета.
- Учить использовать для создания образа различные выразительные средства.
- Развивать умение представлять задуманные образы, сюжеты; работать по представлению, с натуры, по замыслу.
- Воспитывать художественный вкус.
2. Технические:
- Учить ребенка системе активного обследования предмета, знакомить его с выработанными обществом эталонами.
- Развивать координацию движения рук.
- Учить лепить всей кистью и пальцами.
- Использовать в работе различные способы декорирования: налепы, рельефы, углубленный рельеф (контр рельеф)
- Использовать в работе разные техники лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный, модульный, лепку на форме.
- Использовать в работе разные приемы: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, примазывание, и др.
3. Творческие:
- Разбудить в каждом ребенке желание выразить себя в творчестве.
- Расширять кругозор, формировать творческое отношение к окружающему миру.
- Развивать творческую инициативу, самостоятельность в выборе темы и отборе способов изображения, применяя полученные знания и умения.
- Создавать условия для личностного роста.
Результат программы
Результаты обучения:
Обучающиеся студии в результате должны знать:
- названия пластичных материалов, их особенности и различия, названия и назначение инструментов и приспособлений, правилах безопасности труда и личной гигиены при работе;
- главные отличительные элементы орнаментов;
- отличительные особенности росписи народных игрушек;
- значения слов: орнамент, композиция, симметрии, форма, шаблон, эскиз;
Обучающиеся студии в результате должны уметь:
- называть примеры геометрического, растительного, центрического орнамента;
- пользоваться кистью, красками, палитрой;
- передавать выразительные особенности формы и размера предметов;
- пользоваться стекой, печатками и другими инструментами и приспособлениями;
- применять различные способы лепки;
- применять эскизы и рисунки;
- проявлять творческую активность, фантазию при создании художественных изделий.
В программе предусмотрена трёхуровневая система оценки результата (общей ручной умелости и творческой деятельности).
- Низкий уровень – выполнение заданий с обязательной помощью и подсказкой;
- Средний уровень – выполнение заданий с организационной помощью, вносит в работу новые идеи;
- Высокий уровень – самостоятельно выполняет задания, творчески к ним подходит, предлагает интересные идеи, реализует их.
Личностные качества и развитие оцениваются на событиях и праздниках с помощью педагогических и родительских наблюдений (отзывы и возможна психологическая диагностика).
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:
- Практические занятия.
- Творческие мастерские.
- Презентация собственной деятельности и результативности.
- Выставки.
Особые условия проведения
Программа реализуется за счет ПФДО (сертификата персонифицированного финансирования)
Прием детей на обучение осуществляется в соответствии с планом приема в порядке очередности подачи родителями (законными представителями) заявлений, без вступительных испытаний.
Материально-техническая база
Имеется специально оборудованный кабинет для групповых занятий, наглядный и методический фонды. Кабинет соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, имеется раковина и центральное водоснабжение.
Кабинет оснащен учебной мебелью, учебными досками, местами для хранения:
- светлая, просторная, теплая, хорошо проветриваемая мастерская, оборудованная специальными столами, стульями, емкостями для хранения художественных материалов;
- шкафы, полки, стеллажи для сушки изделий;
- ткань, салфетки, фактурные ткани;
- миски для замешивания теста, банки для воды, скалки, стеки, карандаши, кисти разных размеров, клей, картон, шпагат, природный материал, краски;
- наглядные пособия, образцы готовых изделий.
- специальная и методическая литература.
Расходные материалы, используемые на занятиях, предоставляются.
Стоимость
Занятия проводятся на бюджетной основе.