«Экспедиция к успеху. Моделирование исследовательской работы»

     «Наипервейшая задача, которая стоит перед системой образования, – не просто наполнить головы знаниями, а научить людей учиться, привить им способность самостоятельно себя реализовать». (Из выступления Президента РФ В.В. Путина).

     Образованный человек – это не только «человек знающий», но и подготовленный к жизни во всех ее многообразных проявлениях и умеющий осмыслить свое место в обществе.

     Навыки получения и обработки различного рода информации требуются каждому человеку. Исследовательская деятельность позволяет развить умение рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, находить ее в справочной литературе, интерпретировать, аргументировать собственную точку зрения, представлять свою работу и себя в различных ситуациях, умение выстраивать коммуникацию с людьми разных возрастов и из разных областей деятельности.

     Занятия исследовательской деятельностью развивают не только интеллектуальные способности и расширяют кругозор ребенка, но позволяют творчески подходить к оформлению и представлению продукта своей деятельности.

Программа рассчитана на один учебный год (80 часов, два интенсивных модуля по 40 часов, в первом и втором полугодии), форма обучения – очная. Интенсивные модули   позволяют не просто встретиться с реальными и успешными учеными современных вузов, но и погрузиться в исследование в окружении единомышленников. Интенсивные модули проходят с применением технологии геймификации, что помогает ребятам сначала приобрести знания, а потом применить их на своей исследовательской работе.

Педагоги

 Еременко Марина Сергеевна,

- Педагог дополнительного образования отдела научного творчества Красноярского краевого Дворца пионеров

- образование высшее, Сибирский Федеральный университет, 2012

- стаж работы 9 лет.

Федченко Дмитрий Петрович, 

- Педагог дополнительного образования отдела научного творчества Красноярского краевого Дворца пионеров

- кандидат математических наук;

- образование высшее, Сибирский федеральный университет, 2007

- стаж работы 10 лет.

 

 

Расписание

Программа реализуется в очной форме, включает два интенсивных очных модуля в течение учебного года.

Содержание программы

1. Базовые представления о научно-исследовательской деятельности. Ключевые компетентности исследователя и их алгоритмы.

2. Наблюдение как способ формирования исследовательского вопроса. Структурно-функциональная модель научно-исследовательской деятельности.

3. Гипотезирование. Работа с научной информацией.

4. Верификация. Опытно-экспериментальная работа.

5. Интерпретация полученных данных. Оформление результатов теоретической и практической части работы.

6. Понятие о представлении исследовательской работы. Личная и общенаучная актуальность для общественных, естественных и точных наук.

7. Современные средства представления данных. Работа с научной графикой. Ораторское мастерство в сфере изложения научных данных.

8. Особенности подготовки для участия в конкурсах. Основные ошибки и возможные преимущества в каждом из форматов представления работ.

Текущий контроль осуществляется при проведении тестовых опросов, собеседований, по качеству выполнения индивидуальных заданий.

Аттестация:

  • в рамках первого очного модуля – научная выставка планов исследовательских работ обучающихся;
  • в рамках второго очного модуля – пленарная конференция по итогам работы над представлением результатов исследовательских работ обучающихся;
  • по итогам освоения программы представление исследовательской работы по направлению в рамках итогового занятия.

Лучшие работы рекомендуются для участия в краевом форуме "Научно-технический потенциал Сибири".

 

Цели программы

Формирование исследовательской компетентности у обучающихся.

Результат программы

Знает:

- принципы учебно-исследовательской деятельности, алгоритмы базовых компетентностей исследователя;

- методы исследования выбранной области наук.

Способен, стремится:

- фиксировать противоречие, формулировать исследовательский вопрос (компетентность наблюдения);

- выдвигать и анализировать гипотезы (компетентность гипотезирования);

- организовать и провести проверку гипотезы, верифицировать и должным образом обработать полученные данные (компетентность верифицирования);

- интерпретировать данные, формулировать обобщения и выводы (компетентность интерпретирования);

- оформлять и представлять исследование согласно требованиям заказчика или общепринятой культуре оформления в виде доклада, реферата, презентации, рисунка, видеоролика, электронного портфолио (компетентность продвижения исследования);

- самостоятельно определять цель деятельности, составлять и следовать плану исследования (компетентность самоорганизации);

- самостоятельно выбирать адекватные способы, инструменты и средства верификации и обработки данных (аналитическая компетентность);

- самостоятельно определять и формировать исследовательскую команду, систему партнеров (компетентность соорганизации);

- самостоятельно определять и удерживать область научного интереса;

- самостоятельно определять степень собственного вклада в процесс исследования.

Особые условия проведения

Желателен опыт исследовательской деятельности.  Очные интенсивные модули проходят на базе отдыха "Салют" г. Канск.

Материально-техническая база

Комплекты лабораторного оборудования «Фильтрация воды», «Воздухоплавание и полеты», «Оптическая скамья – базовый комплект», «Солнечная энергия», «Солнечная батарея», «Фотоэлектричество», «Воздух и атмосферное давление», «НаноБокс», «Теллурий», «Источники электрической энергии», «Механика 1: Твердые тела, жидкости, газы», «Механика 2: (с фотоворотами), электронный конструктор «Знаток», коллекции «Умные игрушки: биомоделирование», «Умные игрушки: физика», «Умные игрушки: астрономия»,микроскоп цифровой, принтер лазерный.