«Краевед»

Краеведение – это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного края, соотнося её с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Юные краеведы сохраняют и приумножают лучшие традиции культурного наследия малой родины.

 Программа расширяет знания учащихся о своих земляках, позволяет ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, формирует основы гражданственности, любви и уважению к родному краю.

В процессе обучения ребята учатся проводить исследования, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими.

 

 

 

Педагоги

Бобрик Татьяна Александровна

Содержание программы

Модуль 1. " Краеведение и музееведение"

Краеведение. Краеведческая работа в школе.

Теория: основные понятия: краеведение, краевед. История возникновения краеведческой работы в школе.

Практика: работа с понятиями, сбор и оформление материала в буклет: "Моя родина – Красноярский край".

Контроль: беседа, опрос.

Музееведение

Теория: возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Школьный краеведческий музей и его деятельность.

Практика: знакомство с фондами школьного музея, фотографирование, подготовка пособий и материалов для школьного музея.

Контроль: тестирование.

Модуль 2. "Мой край"

Летопись родного края.

Теория: основные понятия: карта, границы края, района, природа, полезные ископаемые.

Практика: Сбор и оформление материала по летописи края. Творческая мастерская "Легенды о нашем крае".

Контроль: защита докладов.

 

Первые сведения о Сибири.

Теория: растительный и животный мир Сибири в ледниковый период. Стоянка древнего человека. Орудия труда, жилища, одежда охотников.

Практика: сбор и оформление материала. Творческая мастерская "Сибирь в ледниковый период«.

Контроль: защита докладов.

 

Быт и культура сибиряков в 17- начале 20 века.

Теория: основные понятия: быт, культура.

Практика: экскурсия: «Быт и культура сибиряков», работа с предметами быта школьного музея.

Контроль: отчет об экскурсии.

Освоение русскими территории приенисейского края

Теория: изучение истории возникновения городов, основания Красноярска, возникновение сельских поселений.

Практика: мини – исследование: «Освоение русскими территории приенисейского края и появление промыслов» на основе собранных материалов и печатных изданий школьного музея.

Контроль: защита мини-исследовательских работ.

Сибирские поселения: типы и застройка

Теория: основные понятия: деревня, село, поселок, елань, заимка, займище, починок, тракт, деревня.

Практика: презентация «Сибирские поселения: типы и застройка». Творческая работа: макет поселения, острога (использование бумаги, клея, пластелина, спички.)

Контроль: защита творческой работы.

Модуль 3. " Малая Родина«

История возникновения села и первых переселенцев с. Светлолобово.

Теория: знакомство с историей села, первых переселенцев, с историей заселения переселенцами.

Практика: экскурсия в библиотеку села и районный музей. Составление картотеки «Наши земляки». Сбор материала о выдающихся людях села.

Контроль: защита презентаций

С. Светлолобово в прошлом и настоящем.

Теория: история и причины возникновения: основные этапы формирования, первые поселенцы, «Как выглядело наше село в начале своей жизни», «Улицы села, его достопримечательности», "Памятники и памятные места родного села".

Практика: подготовка и размещение материалов по истории улиц села на стендах.

Контроль: защита презентаций.

 

История Светлолобовской школы.

Теория: история и традиции нашей школы.

Практика: сбор фотографий выпускников. Составление биографических сведений выпускников. Оформление альбома "Моя школа«.

Славные люди нашего села

Теория: понятия: герой, труженик.

Практика: подбор материалов для стенда «Герои – труженики». Галерея "Герои – труженики«.

Контроль: презентация работ творческих групп по выбранной теме.

Праздники и традиции села

Теория: основные понятия: праздники, традиции. Знакомство с пословицами поговорками, загадками, преданиями.

Практика: музейный урок «Из бабушкиного сундука». Посещение школьного музея. Подготовка сообщений на данную тематику.

Контроль: защита докладов.

Модуль 4. "Героическое прошлое"

Герой России Мудров М.И. –мой земляк.

Теория: знакомство с биографией Мудрова М.И.

Практика: знакомство с архивными материалами, просмотр фильма о Мудрове М.И., оформление стенда к 100- летию Мудрова М. И.

Контроль: Защита докладов.

"Их имена навечно останутся в нашей памяти"

Теория: знакомство с биографией ветеранов – Светлолобовцев, их боевым подвигом. Труженики тыла.

Практика: создание и оформление индивидуальной папки " ВОВ в судьбе семьи". Творческая работа "Война в судьбе семьи".

Контроль: защита творческой работы.

Модуль 5. " Семья"

Родственные отношения в сибирской деревне.

Теория: составление схемы-таблицы родственных отношений "Сибирская семья«.

Практика: индивидуальная творческая работа.

Контроль: защита индивидуальной творческой работы.

Моя родословная

Теория: «Моя семья», «Мои предки», «Что означает мое имя?», "Моя родословная«.

Практика: сбор материалов о своих родственниках. Составление генеалогического древа поколений. Самостоятельная работа: интервью на тему «Семейные реликвии». Проект "Мое родословное древо".

Контроль: Защита и презентация проекта "Мое родословное древо".

Цели программы

Приобщение к культурному наследию, историческому прошлому и настоящему родного села на основе познавательной, практической и исследовательской деятельности.

Результат программы

Предметные результаты:

Обучающиеся должны знать:

- историю своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, традициях и культуре;

- замечательных людей своего населенного пункта;

- историю своей семьи;

- природу родного края,

- необходимость бережного отношения к природному, историческому, культурному наследию, сохранению исторической памяти.

Уметь:

- работать с архивными документами, экспонатами музея;

- описывать основные этапы развития населенного пункта;

- систематизировать информацию о родном крае, о своей семье;

- составлять генеалогическое древо поколений.

 

Метапредметные результаты:

Обучающиеся должны уметь:

- проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам, подбирать литературу по заданной теме и пользоваться различными источниками краеведческой информации;

- сравнивать данные разных источников, анализировать;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Личностные результаты:

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества: любознательность, инициативность, трудолюбие, воля, настойчивость и самостоятельность при выполнении разнообразных заданий.

Материально-техническая база

Для проведения занятий имеется учебный кабинет. Помещение соответствует действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В кабинете имеются:

- рабочие места обучающихся и педагога;

- мультимедийный проектор, для трансляции аудио и видеоматериала краеведческой направленности;

- интерактивная доска;

- моноблок;

- принтер, для тиражирования и оформления печатного материала;

- самодельные стеллажи для хранения предметов быта, экспонатов, альбомов, исследовательских работ;

- самодельные витрины для хранения нумизматики, архивных документов, альбомов различной направленности;

- 2 ткацких станка (малый и большой).