«Юные туристы»

Самодеятельный пешеходный туризм – трудоёмкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся. Такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся.

 Туризм – это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в идейно-политическом и военно-патриотическом воспитании учащихся. Он воспитывает у подрастающего поколения чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края, совершенствованию нравственного и физического воспитания личности.

Школьный туризм позволяет учителю осуществлять практически все виды профессиональной деятельности: учебную и воспитательную, научно – методическую, социально – педагогическую, культурно – просветительскую и др.

Широкая доступность, красота природы края, способствуют популярности, как школьного туризма, так и спортивного ориентирования. Занятия в кружке содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу, участвовать в городских и районных соревнованиях по спортивному ориентированию, в туристических слётах, походах, экологических акциях и пропагандировать экологическую культуру среди местного населения.

Педагоги

Ващенко Алексей Иванович, победитель районной педагогической конференции "Качественное образование через эффективные управленческие и педагогические практики" в секции "Обновление содержания и технологий дополнительного образования" в 2019г.

 

Содержание программы

Вводное занятие. Обеспечение безопасности. Особенности пешеходного туризма

Теория: Цели и значение занятий туризмом и краеведением. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте. Нормы передвижения по дорогам. Правила обращения с огнем. Правила обращения с опасными инструментами и специальным снаряжением. Правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста.

 Краеведение. Природа родного края. Охрана природы. Виды туризма. Туристские возможности Красноярского края.

Теория: Рельеф и климатические особенности родного края. Животный и растительный мир родного края. История родного края. Краеведческая работа в походе.  Краеведческий отчет туристской группы. Краеведческие викторины. 

Практика. Знакомство с картой края. «Путешествия» по карте.  Проведение краеведческих викторин.

 Топография. Топографическая подготовка, условные знаки.

Теория: Топографические карты и топографические знаки.  Изображение высоты местности с помощью горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояния до недоступных предметов. Топографическая съемка местности.

Практика: измерение расстояний на карте и на местности. Создание простейших планов и схем (класса, школьного двора, т.п.).

Спортивный компас. Ориентирование карты по компасу. Снятие азимута. Движение по азимуту. Ориентирование по местным предметам, рельефу. 

Туристские узлы. Подготовка к соревнованиям и отработка навыков туристской техники совместно с родителями

Теория: Узлы и их применение в туризме. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Наведение и снятие веревочных перил для преодоления препятствий.

Практика: постановка дистанции, мини-соревнования между командами «Мама, папа и я – туристская семья». Участие в личных зачетах по прохождению дистанции.

Спортивное туристическое многоборье

Теория: Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. Траверс склона с альпенштоком. Горизонтальный и вертикальный маятник. Переправа по верёвке с перилами (параллельные перила). Подъём по склону по перилам спортивным способом. Подъём по склону по судейским перилам с самостраховкой. Спуск по склону. Навесная переправа. 

Спортивное ориентирование

Теория: Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви. Правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение.  Техника ориентирования. Измерение расстояний на местности (шагами, по времени, визуально). Спортивный компас. Движения по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности. Спортивные карты. Технические приёмы: азимут, линейное ориентирование, точечное ориентирование. Тренировки и соревнования по спортивному ориентированию.

Природоохранные акции.

Теория: Анкетный опрос школьников, родителей об экологических проблемах района.  Выбор дела. Распределение обязанностей.  Реализация запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий на улицах. Фоторепортаж о проведении акции. Анализ работы. 

Походы выходного дня

Практика: Совместная, осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала.

Спортивные походы

Практика: Пешеходный поход. Протяжённость спортивных походов, локальная протяжённость спортивных походов. Принципы комплектования группы и требования к участникам спортивных походов. Ориентирование на маршруте. Хронометраж на маршруте.  Подведение итогов похода, подготовка фотоотчёта, технического и краеведческого описания маршрута. 

 Аварийный бивак

Теория: причины аварийности в пешеходных походах и их профилактика: роль объективных и субъективных факторов в возникновении аварийных ситуаций. Требования к биваку. 

Практика: построение защиты от ветра, дождя, снега. Подбор древесины для костра. Типы костров и их характеристика. 

 Обеспечение питанием в походе

Теория: значение правильной организации питания в сложных условиях. Энергетические затраты и их компенсация.

Витамины. Белки, жиры, углеводы. Характеристика некоторых продуктов питания. Водно-солевой режим.

Практика: способы добычи и обеззараживания воды. Нетрадиционные формы питания. Съедобные растения.

Зачет.

 Доврачебная помощь силами группы.

 Теория: характерные заболевания, их симптомы и лечение. Первая помощь при травмах.

Практика: наложение повязок, шин. Оказание первой помощи при различных травмах. Изготовление носилок, транспортировка пострадавшего. Применение дикорастущих лекарственных растений.

Тестирование по оказанию ПДП.

Цели программы

Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности.

Результат программы

1. Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни:

- приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни;

- о правилах поведения в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах;

- о правилах передвижения по дорогам;

- о правилах обращения с опасными инструментами;

- о правилах обращения с незнакомыми людьми;

- об основных нормах гигиены;

- о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе;

- о принятых в обществе нормах отношениях к природе, к памятникам истории и культуры;

- о рисках и угрозах нарушения этих норм;

- о действенных способах защиты природы;

- об истории и культуре родного края;

- о гендерных нормах поведения мальчиков и девочек;

- об основах организации коллективной творческой деятельности.

2. Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:

- развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.

3. Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия:

- приобретение школьником опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками;

- опыта управления другими людьми и принятия ответственности за других людей, опыта волонтёрской (добровольной) деятельности.

По завершении обучения кружковцы должны

знать:

- порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;

- вопросы туризма и экологии;

- основы топографии и ориентирования;

- умение ориентироваться по местным признакам и звёздам;

- опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;

- основные разделы пройденной программы;

- порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;

- способы преодоления различных естественных препятствий;

- способы организации и проведения поисково-спасательных работ;

- основные исторические и географические сведения о родном крае;

- различные способы ориентирования на местности;

-типы костров, правила разведения костров.

уметь:

- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

- преодолевать вместе естественные препятствия на пути;

- ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по спортивному ориентированию;

- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь;

-разводить костёр;

- владеть приёмами самостраховки, преодолевать различные естественные или искусственные препятствия;

- правильно применять туристские узлы;

-устанавливать палатку;

- проводить поисково-спасательные работы;

- ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и участвовать в туристических слётах, соревнованиях по спортивному ориентированию и походах;

- оформлять отчёт и задания, выполненные в походах и на экскурсиях;

- организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или слёт;

- оказывать доврачебную помощь и правильно транспортировать пострадавшего.

Особые условия проведения

Отсутствие медицинских противопоказаний;

Возможность зачисления обучающихся с ОВЗ. 

Материально-техническая база

1. Рюкзаки

2. Спальные мешки

3. Турковрики

4. Рукавицы брезентовые

5. Системы страховочные

6. Палатки

7. Топор, котелки, пила, канистры, примуса, лопата.

8. Аптечки

9. Компасы жидкостные

10. Курвиметры

11. Веревки основные (40 м)

12. Веревки вспомогательные (40 м.)

13. Карабины туристские с муфтой.

14. Фонари.

Дидактический материал в электронном виде, раздаточный материал

1. Учебные материалы (тесты)

2. Карты

3. Учебные пособия для детей (таблицы)

4. Раздаточный материал (веревки, карабины, обвязки)

5. Аудио – видео средства туристские, спортивные.