Основы общей биологии (9-11 классы)

В содержание программы включены наиболее трудные для понимания учащихся темы по биологии «Молекулярная биология», «Генетика», «Размножение и развитие организма», «Экология» с углублением материала, который позволяет расширить знания учащихся по общим закономерностям биологической науки.

 

Изучаемые разделы и темы по сравнению с программой общеобразовательных школ существенно углублены, увеличено число практических занятий по решению биологических задач.

 

Содержание и структура программы формирует ключевые компетентности: готовность к принятию решений, готовность к решению информационных и социальных проблем.

Педагоги

Мартынова Ирина Владимировна – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Образование: высшее, Красноярский Государственный Университет, специальность – химия, квалификация – химик. Преподаватель химии, биологии.

Общий педагогический стаж: с 1989 года.

Стаж работы во Дворце творчества: с 2013 года.

Награды:
2009 год – победитель национального проекта «Образование»;
2009 год – почетное звание «Почётный работник общего образования Российской Федерации»;
2010 год – награждена Благодарственным письмом Министерства культуры Красноярского края.

Повышение квалификации:

2012 год – КГКУЗ КТЦМК по теме: «Оказание первой помощи детям при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях», г. Красноярск.
2013 год – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по теме: «Современный образовательный менеджмент» г. Москва.
2016 год – «Оцена предметных и метапредметных результатов обучающихся в рамках ФГОС общего образования», г. Новосибирск, 24 часа.
2018 год – КГАУ ДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» по теме: «Современные практики управленческой и педагогической деятельности в детских оздоровительных лагерях» г. Красноярск.

Содержание программы

Модуль 1. Цитология.

· Органические вещества клетки.

· Генетический код.

· Метаболизм – основа существования живых организмов.

· Клеточные структуры и их функции.

· Вирусы – неклеточные формы жизни.

Практика: Решение биологических задач по цитологии.

Модуль 2. Размножение и развитие организмов.

· Воспроизведение биологических систем.

· Деление клетки.

· Гаметогенез.

· Оплодотворение.

· Онтогенез.

· Биогенетический закон.

· Развитие организмов и окружающая среда.

Практика: Вредное влияние алкоголя, никотина, наркотиков, загрязнения окружающей среды на развитие зародыша животных и человека.

Модуль 3. Основы генетики и селекции.

Закономерности наследственности.

· Основные закономерности изменчивости.

· Генетика человека.

· Наследственные болезни человека и их предупреждение.

Практика: Решение генетических задач.

Модуль 4. Эволюционная теория.

· Возникновение и развитие эволюционной теории.

· Движущие силы эволюции.

· Макроэволюция.

Практика: Развитие организмов в разные геологические эпохи. Антропогенез.

Модуль 5. Возникновение жизни на Земле.

· История представлений о возникновении жизни на Земле.

· Современные представления о происхождении жизни на Земле.

Практика: История изучения клетки. Клеточная теория. Клетка – целостная система. Прокариоты. Бактерии. Археи.

Модуль 6. Экологические системы. Основы экологии.

· Сообщества, популяции.

· Взаимоотношения организма и среды.

Практика: Биосфера. Условия сохранения равновесия в биосфере. Ноосфера.

Цели программы

Углубить знания учащихся об основных биологических закономерностях, научить решать задачи по темам «Молекулярная биология», «Генетика», «Размножение и развитие организмов», сформировать ключевые компетентности.

Результат программы

Учащиеся по окончанию обучения должны:

 

Знать:

· историю представлений о возникновении жизни на Земле;

· структуру и функции биологических объектов: клетки, хромосом, генов – особенности клеток прокариот и эукариот, животных, растений и грибов;

· основные положения биологических теорий – Положения клеточной теории и теории симбиогенеза;

· сущность биологических процессов: обмен веществ, размножение, оплодотворение, развитие – основные методы изучения биохимических процессов, методы описания кинетики ферментативных реакций, методы определения последовательностей нуклеотидов ДНК и РНК;

· строение, состав и функции основных классов органических соединений клетки, принцип удвоения ДНК, основные этапы и механизмы синтеза белка;

· строение и функции клеточных мембран;

· основные метаболические процессы клеток животных и растений, их роль в обеспечении организма веществами и энергией;

· закономерности наследственности и изменчивости организмов.

 

Уметь:

· пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека на Земле;

· давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

· решать биологические задачи из различных сборников по подготовке к ЕГЭ, составлять элементарные схемы скрещивания;

· выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде;

· сравнивать биологические объекты, природные биологические процессы и делать выводы на основе сравнения;

· связывать строение органоидов клетки с особенностями строения и функционирования их белков и биомембран;

· раскрывать взаимосвязи между процессами анаболизма и катаболизма; процессами обмена белков, углеводов и липидов;

· раскрывать роль АТФ и мембранного потенциала в обмене веществ клеток;

· объяснять роль фотосинтеза, дыхания и брожения в функционировании клеток, в природе и в жизни человека;

· объяснять роль различных компонентов пищи (углеводов, жиров, аминокислот, витаминов) в пластическом и энергетическом обмене человека;

· связывать нарушения в обмене веществ (мутации генов ферментов, нехватка аминокислот и витаминов) с различными патологиями;

· находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.

Материально-техническая база

· компьютер, проектор, экран.

· интернет ресурсы (http://window.edu.ru/window/ – единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии, http://www.km.ru/education – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»;

· дидактические ресурсы кабинета (плакаты, методическая литература);

· ресурсы библиотеки Дворца творчества.