Химия от А до Я (9-11 классы)

Программа «Химия от А до Я» предназначена для учащихся 9-11 классов. Темы программы по календарному планированию совпадают с учебными темами в школе, но преподавание ведется на углубленном уровне и главной целью ставится понимание предмета.

 

Программа состоит из нескольких модулей, различающихся как по содержанию, так и по уровню сложности:

  • для учащихся 9 классов предлагается модуль, который включает темы общей и неорганической химии для более углубленного изучения предмета;
  • второй модуль  предназначен для учащихся 10 классов и направлен на освоение основ органической химии;
  • третий модуль предназначен для учащихся 11 классов и предполагает овладение методами решения олимпиадных задач разного уровня сложности. 

 

Акцент делается на проработку тем, которые традиционно вызывают сложности при изучении химии в школе: написание окислительно-восстановительных реакций, решение  задач разных типов и различного уровня сложности. В процессе обучения учащимся предлагаются не только разработанные разными авторами практические и тестовые задания, но и возможность проведения самостоятельного химического эксперимента в химической лаборатории на базе МБОУ Школа № 97, а также посещение 3D-лектория.

 

Приветствуется желание учащихся участвовать в химических олимпиадах разного уровня, заниматься исследовательской деятельностью.

Педагоги

Рехалова Елена Валерьевна - педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Образование: высшее, Томский государственный университет, квалификация – биолог, преподаватель биологии и химии.

Общий трудовой стаж: с 1986 года.

Стаж работы во Дворце творчества: с 2013 года.

Награды, поощрения:
2013 год – Благодарственное письмо Министерства образования и науки Красноярского края за многолетний добросовестный труд и большой личный вклад в развитие системы образования Красноярского края.
2014-2015 годы – Победитель Краевого конкурса педагогов, работающих с одаренными детьми.
2017 год – Благодарность МБУ ДО «ДТДиМ» за подготовку и проведение городского семинара «Дворец творчества как образовательное пространство для воспитания личности ребенка, развития интеллекта и творческой деятельности».

Повышение квалификации:
2013 год – «Введение федеральных государственных стандартов в образовательных учреждениях», ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», 144 часа.
2017-2018 годы – обучение на курсах повышения квалификации «Особенности методики преподавания химии в свете деятельностного подхода», Фонд «Педагогический университет «Первое сентября», 72 часа.

Содержание программы

Модуль 1 «Основы общей и неорганической химии» (для учащихся 9 классов).

Тема 1. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева.

Тема 2. Классы неорганических соединений.

Тема 3. Водород, кислород и вода.

Тема 4. Щелочные и щелочноземельные металлы.

Тема 5. Элементы III А группы.

Тема 6. Элементы VII А группы.

Тема 7. Элементы VI А группы.

Тема 8. Элементы V А группы.

Тема 9. Элементы побочных подгрупп.

Тема 10. Химический практикум.

 

Модуль 2 «Основы органической химии» (для учащихся 10 классов).

Тема 1. Теория химического строения органических соединений.

Тема 2. Предельные углеводороды (алканы).

Тема 3. Непредельные углеводороды (алкены, алкины, алкадиены).

Тема 4. Ароматические углеводороды (арены).

Тема 5. Спирты и фенолы.

Тема 6. Альдегиды и кетоны.

Тема 7. Карбоновые кислоты и сложные эфиры.

Тема 8. Жиры и мыла.

Тема 9. Углеводы.

Тема 10. Азотсодержащие органические соединения.

Тема 11. Химия высокомолекулярных соединений (ВМС).

Тема 12. Химический практикум.

 

Модуль 3 «Решение расчетных задач различной сложности» (для учащихся 11 классов).

Тема 1. Химические расчетные задачи и особенности их решения.

Тема 2. Основные понятия химии.

Тема 3. Расчеты по формулам веществ.

Тема 4. Подбор коэффициентов в уравнениях химических реакций.

Тема 5. Расчеты по уравнениям реакций.

Тема 6. Энергетика химических реакций.

Тема 7. Направление химических реакций.

Тема 8. Состав водных растворов.

Тема 9. Водные растворы электролитов.

Тема 10. Химия неметаллов.

Тема 11. Химия металлов.

Тема 12. Химия органических соединений.

Тема 13. Химический практикум.

Цели программы

Глубокое и осмысленное понимание предмета, развитие познавательного интереса, умение использовать полученные знания в учебе и дальнейшем обучении.

Результат программы

9 класс:

  • умеют давать характеристику химических элементов;составляют электронные формулы и графические схемы строения электронных слоёв атомов;
  • умеют определять степень окисления атома данного химического элемента в соединении;
  • знают механизм электролитической диссоциации в воде веществ с ионной и атомной полярными связями, условия протекания реакции обмена, сущность гидролиза солей;
  • умеют различать реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные; составляют ионные уравнения реакций обмена, уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса; 
  • знают и умеют объяснять зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ, присутствия катализаторов или ингибиторов; 
  • умеют применять при решении задач понятия: количество вещества, молярная масса, молярная концентрация растворов, молярный объём газов, массовая доля; проводить расчёты по химическим уравнениям;
  • знают физические и химические свойства, способы получения и области применения: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния, благородных газов, щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, меди, серебра, цинка, ртути, железа;
  • умеют экспериментально показать свойства и способы получения некоторых из перечисленных выше элементов и их соединений;
  • знают формы простых веществ и основные типы соединений;
  • умеют написать уравнения основных реакций с участием элементов или их неорганических соединений, в том числе окислительно-восстановительные превращения;
  • знают качественные реакции ионов отдельных элементов.

10 класс:

  • знают особенности строения и свойств основных классов органических соединений;
  • умеют экспериментально доказать непредельный характер некоторых органических соединений, показать их свойства;
  • знают качественные характеристические реакции отдельных классов органических соединений (алкенов, фенолов, многоатомных спиртов, альдегидов, карбоновых кислот, белков), умеют решать экспериментальные задачи;
  • знают типы изометрии, умеют построить структурные формулы изомеров любого класса органических соединений и назвать их по международной номенклатуре;
  • умеют решать расчетные задачи на определение молекулярных формул, а также  задачи с участием органических соединений;
  • знают механизмы реакций с участием как радикала, так и функциональной группы;
  • сравнивают состав и свойства изученных веществ, анализирувют результаты опытов;
  • на основе изученных законов и теорий устанавливают причинно-следственные связи между строением, свойствами и применением веществ, делают выводы и обобщения;
  • раскрывают идею материального единства химических элементов, неорганических и органических веществ; разъясняют на примерах причины многообразия веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ.

 11 класс:

  • знают методы решения расчетных химических задач, метод логических пропорций, табличный метод, алгебраический метод;
  • умеют пользоваться понятиями: относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, количество вещества, постоянная Авогадро;
  • умеют рассчитывать число формульных единиц, молярную массу, молярный объем газа, относительную плотность газа; массовую долю элемента в сложном веществе, массовую долю комбинаций элементов в сложном веществе, состав кристаллогидратов, истинную молекулярную формулу вещества.
  • умеют составлять уравнения обменных реакций методом поэлементного подбора; уравнения окислительно-восстановительных реакций методами электронного баланса и полу реакций;
  • умеют рассчитывать количество и массу реагента (продукта); объем газообразного реагента (продукта); избыток (недостаток) реагента (продукта); практический выход продукта; массовую долю вещества в смеси (сплаве); степень чистоты вещества с примесями;
  • производят расчеты по термохимическим уравнениям;
  • умеют рассчитывать коэффициент растворимости вещества, массовую долю растворенного вещества,молярную концентрацию растворенного вещества; решают задачи на смешение растворов;
  • составляют уравнения реакций, протекающих в жидкой фазе, уравнения электролиза растворов сильных электролитов; знают степень диссоциации слабых электролитов, законы электролиза;
  • умеют решать задачи с участием неметаллов и металлов и их соединений; с участием органических соединений разных классов.

Особые условия проведения

Отсутствуют.

Материально-техническая база

Учебный кабинет: столы и стулья по количеству учащихся; компьютер, проектор, экран.

 

Раздаточный материал.

Специальная справочная литература.

Методические пособия.

Интернет-ресурсы.

 

Для проведения практических занятий: химическая лаборатория.