Объединения спортивного туризма «Вертикаль» и «Энергетик»

  • (3)

Дополнительная общеобразовательная программа «Основы спортивного туризма» имеет туристско-краеведческую направленность.

 

Спортивный туризм как вид спорта очень разнообразный. Он состоит из двух групп спортивных дисциплин: группа дисциплин «маршрут» и группа дисциплин «дистанция». Остановимся на дисциплине «дистанция», а именно «дистанция – пешеходная», соревнования по которым состоят в преодолении дистанций, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе, для преодоления которых требуется использовать технические приемы и снаряжение. Именно на дисциплину «дистанция – пешеходная» направлена программа.

 

В основном она ориентирована на подготовку спортсменов начального уровня для участия в соревнованиях. А так же на закреплении положительного отношения в занятии спортом в целом, и спортивным туризмом в частности. Спортивно-туристская деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка. Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, приобретению навыков самостоятельной деятельности, а так же на формирование таких качеств, как упорство, честность, мужество, взаимовыручка. Во время обучения учащиеся научатся использовать специальное туристское снаряжение, вязать узлы, преодолевать этапы, использовать карту и компас. Помимо знаний по спортивному туризму в программу входят темы, посвященные спортивному ориентированию на местности и первой доврачебной помощи при различных травмах. Это является особенностью данной программы, так как это нехарактерно для программ туристско-краеведческой направленности.

Педагоги

Воробьёв Александр Викторович, первая квалификационная категория по должности «педагог дополнительного образования». Образование – Высшее, в 2011 году окончил Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» по специальности «Физическая культура и спорт», квалификация по диплому – «Специалист по физической культуре и спорту». Педагогический стаж – 8 лет. Имеет звание судьи по спортивному туризму 3 категории.

С целью обобщения и распространения опыта принимает участие в конкурсах профессионального мастерства: 2018 г., грамота за 1 место, в Муниципальном конкурсе педагогов и высокие результаты работы с талантливыми и одаренными детьми в номинации "Достижения в спорте«.

Имеет награды по профилю педагогической деятельности:

  • 2017 г., Благодарность Начальника Управления по дела молодежи, семейной политике и спорту Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района за значительный вклад в развитие физической культуры и спорта, активное участие в спортивно-массовых мероприятиях на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района;
  • 2018 г., Благодарственное письмо Начальника Управления по дела молодежи, семейной политике и спорту Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района за добросовестный труд и пропаганду детского туризма на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района;
  • 2019 г., Благодарственное письмо Начальника Управления образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района за активное участие в Спартакиаде трудовых коллективов города Дудинки.
  • Дейкун Богдан Валентинович, педагог дополнительного образования высшей категории.

    Образование – высшее, в 2000 году окончил Московский открытый социальный университет, специальность по диплому – «Психология», квалификация по диплому – «Психолог». В 2015 году окончил частное образовательное учреждение высшего образования «Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия» (Академия ВЭГУ) по направлению «Педагогическое образование», специальность «Физическая культура», квалификация «Бакалавр». Педагогический стаж – 29 лет. Неоднократный победитель и призер Спартакиад трудовых коллективов города Дудинки и Таймырского муниципального района по шахматам и шашкам.

    Имеет награды:

    2017 г., Благодарственное письмо Законодательного Собрания Красноярского края "За многолетний добросовестный труд и активное участие в общественной жизни района";
    2017 г., Благодарность Начальника Управления по дела молодежи, семейной политике и спорту Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района за значительный вклад в развитие физической культуры и спорта, активное участие в спортивно-массовых мероприятиях на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района;
    2019 г., Благодарственное письмо Начальника Управления образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района за активное участие в Спартакиаде трудовых коллективов города Дудинки.

Расписание

Занятия проводятся на базе школы № 3, каб. 305, спортивный зал 3 этаж. Подробное описание занятий опубликовано в разделе "Группы".

Содержание программы

Основные разделы содержания программы обучения:

физическая подготовка;

спортивный туризм;

медико-санитарная подготовка;

спортивное ориентирование.

 

На протяжении четырех лет обучающиеся совершенствуют свои умения и навыки по технике туризма, ориентированию, изучают основы краеведения. Обучение по данной программе можно разделить на несколько этапов, исходя из года обучения:

  • 1 год обучения – является периодом социальной адаптации учащихся в новом коллективе, поэтому предусматривается максимальное вовлечение обучающихся в различные подвижные игры, эстафеты. Данный этап подготовки предполагает ознакомление с техническими умениями и навыками по спортивному туризму, спортивному ориентированию и краеведению.
  • 2 год обучения – в течение года учащиеся объединения продолжают изучать технические умения и навыки по спортивному туризму, спортивному ориентированию и краеведению. Так же более глубоко изучают основы медико-санитарной подготовки. Начинается более интенсивная физическая подготовка, учитывая подготовленность и возраст учащихся.
  • 3-4 год обучения – период наиболее интенсивной работы по практическому закреплению знаний, умений и навыков учащихся в различных соревнованиях. Особое внимание уделяется психологической подготовке обучающихся, межличностному общению, взаимодействию, взаимовыручке и взаимозаменяемости в составе команды.

Цели программы

Цель программы - овладение техникой и тактикой по спортивному туризму, общая и специальная физическая подготовка.

Результат программы

Во время обучения учащиеся научатся использовать специальное туристское снаряжение, вязать узлы, преодолевать туристские этапы, использовать карту и компас. Помимо знаний по спортивному туризму обучающиеся получат азы спортивного ориентирования на местности и начальные навыки оказания первой доврачебной помощи при различных травмах. Также произойдет развитие физических качеств детей (сила, выносливость, ловкость, скорость) и интеллектуальных (память, мышление, логика).

 

По окончании программы «Основы спортивного туризма» учащиеся имеют знания, умения и навыки, а также личностные качества, необходимые для участия в краевых, Всероссийских, а также в международных соревнованиях по спортивному туризму. Эта деятельность при благоприятной обстановке может стать определяющей в выборе обучающимся своей будущей профессией (спасатель, пожарный, педагог по спортивному туризму, силовые структуры).

По окончанию обучения учащимся выдаются дипломы с указанием результатов участия в соревнованиях различного уровня и уровня усвоения программы обучения.

Особые условия проведения

Приём в объединение «Вертикаль» свободный и осуществляется в начале учебного года с превышением числа учащихся, учитывая естественный отсев. Справка о состоянии здоровья обязательна. Форма одежды – спортивная, закрывающая локти и колени; обувь – спортивные кеды.

Материально-техническая база

Программа реализуется в спортивном зале, оснащенном необходимым оборудованием и материалами. Материально-техническое обеспечение для реализации программы (из расчета 12 человек в группе) включает в себя:

  • Веревка основная – 100 м.
  • Карабины – 50 шт.
  • Верхонки – 12 шт.
  • Репшнур – 50 м.
  • Страховочная система – 12 комплектов.
  • Медицинская аптечка – 12 шт.
  • Компас жидкостный – 12 шт.
  • Секундомер – 2 шт.
  • Карты спортивные, карты местности (учебные) – 12 шт.

Учебно-методическая литература:

  • Аппенянский А.И. Методика врачебно-педагогического контроля в туризме. М.: ЦРИБ «Турист», 1990.
  • Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме. – М., ЦРИБ «Турист», 1989.
  • Алексеев А.А. Питание в туристском походе. – М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.
  • Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. – М., Профиздат, 1985.
  • Бардин К.В. Азбука туризма: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981.
  • Болотников Н. Никифор Бегичев. М., 1979.
  • Вахтин Н. Коренное население крайнего Севера. М., 1993.
  • Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. – М., ЦРИБ «Турист», 1983.
  • Волович В.Г. Академия выживания. – М., ТОЛК, 1996.
  • Ганопольский В.И. Организация и подготовка спортивного туристского похода. – М., ЦРИБ «Турист», 1986.