«Росток»

Программа направлена на проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Занятия выстроены таким образом, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает. В программе используются такие формы  как мини-курсы, учебно-исследовательские конференции различного уровня (муниципальный, краевой, всероссийский), защита творческих проектов, "круглый стол", семинары и тренинги для юных исследователей. Это позволяет ребенку освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения, а публичные выступления позволят ребенку преодолеть волнение перед аудиторией. Программа "Росток" содержит большой объем занятий, формой которых являются экскурсии, однодневные походы, лабораторные работы, практические занятия в уголке живой природы. 

Педагоги

Суякина Надежда Витальевна – педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория;

Власова Екатерина Сергеевна- педагог дополнительного образования;

Содержание программы

Учебно-тематический план

Тренинг

Что такое исследование? Виды исследовательской деятельности
Методы исследовательской деятельности
Наблюдение и наблюдательность. Что такое опыт и эксперимент? Как зафиксировать результат?
Как поставить цели и задачи исследования? Что такое гипотеза?
Как работать с источниками информации?
Планирование исследовательской деятельности
Как оформить содержание и результаты исследования?
Как построить график, схему, таблицу?

Исследовательский практикум

Выбор темы исследования, выявление актуальности исследуемой проблемы

Работа с источниками информации
Составление плана исследования
Определение цели, задачи, гипотезы исследования. Сбор исследуемого материала
Постановка опыта, эксперимента, наблюдения. Наблюдение за ходом эксперимента, опыта, фиксирование результатов в ходе исследования..
Оформление исследовательской работы, результатов исследования.
Оформление презентации исследовательской работы. Составление доклада по теме исследовательской работы

 

Цели программы

Цель: трансформировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи:

· Развитие познавательных потребностей младших школьников;

· Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

· Формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска;

· Формирования у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

· Формирование интереса к изучению объектов и явлений природы и умения бережного отношения к природе;

· Развить наблюдательность, внимание, память, логическое мышление, ответственность и самоорганизацию ребенка.

· Воспитывать чувство коллективизма и создать комфортный микроклимат;

Результат программы

По окончании курса программы обучающиеся:

- Умеют наблюдать и выделять характерные черты биологического объекта;

- Умеют работать со справочной и специальной литературой;

- Овладевают начальными умениями исследовательской деятельности;

- Овладевают умения общения в группе и правилами поведения во время экскурсии и поездок;

- Знают и соблюдают правила техники безопасности и поведения в природе, при работе в полевых условиях;

- Практически участвуют в природоохранных мероприятиях.

Особые условия проведения

Данная образовательная программа рассчитана на учащихся 1-5 классов.

Материально-техническая база

Приборы и оборудование:

1. Компасы

2. Мерная лента

3. Рулетка

4. Бинокль

5. Электронный микроскоп

6. Лупа

7. Весы лабораторные

8. Часы песочные

9. Набор химической посуды

10. Лоток для раздаточного материала

11. Чашки-Петри

12. Пинцеты

13. Микропрепараты

14. Предметные и покровные стекла

15. Индикаторная бумага

16. Гербарная сетка

Раздаточный материал:

1. Ножницы с закругленными концами

2. Картон белый и цветной

3. Клей ПВА

4. Линейки

5. Карандаши простые и цветные

6. Планшеты

7. Скотч

8. Ластик

9. Краски гуашь

10. Кисточки

Техническое оснащение занятий:

1.Компьютер

2. Ноутбук

3.Интерактивная доска

4.Фотоаппарат

5.Телевизор

6.DVD-проектор

7.Проектор

Коллекции:

"Органы растений"

"Следы жизнедеятельности"

"Плоды хвойных деревьев"

"Трутовых грибов"

"Семян кустарниковых и древесных пород"

"Насекомых вредителей"