«Словообразование»

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Словообразованию» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Словообразования» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс «Словообразование» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения «Словообразованию» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами кружкового курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Педагоги

Корзик Оксана Анатольевна. Учитель начальных классов. I квалификационная категория. стаж работы - 28 лет.

Содержание программы

Фонетика и орфоэпия (14 часов)

Тема 1. Что такое орфоэпия?(2ч.)

Тема 2.Что такое фонография или звукозапись? (2ч.)

Тема 3. Звуки не буквы! (2ч.)

Тема 4. Звучащая строка. (2ч.)

Тема 5. Банты и шарфы. (2ч.)

Тема 6. «Пигмалион» учит орфоэпии. (2ч.)

Тема 7. Кис - кис! Мяу!, или Кое - что о звукоподражаниях. (2ч.)

Лексикология (54 часа)

Тема 8. Имена вещей. 21ч.)

Тема 9. О словарях энциклопедических и лингвистических. (2ч.)

Тема 10. В царстве смыслов много дорог. (2ч.)

Тема 11. Как и почему появляются новые слова? (2ч.)

Тема 12. Многозначность слова. (2ч.)

Тема 13. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (2ч.)

Тема 14. Об одном и том же- разными словами. (2ч.)

Тема 15. Как возникают названия. (2ч.)

Тема 16. Слова – антиподы. 21ч.)

Тема 17. Фразеологические обороты. (2ч.)

Тема 18. Словари «чужих» слов. (2ч.)

Тема 19. Капитан и капуста. (2ч.)

Тема 20. «Он весь свободы торжество». (2ч.)

Тема 21. Мы говорим его стихами. (2ч.)

Тема 22. Слова, придуманные писателями. (2ч.)

Тема 23. Слова уходящие и слова – новички. (2ч.)

Тема 24. Словарь языка Пушкина. (2ч.)

Тема 25. Смуглая Чернавка. (2ч.)

Тема 26. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (2ч.)

Тема 27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (2ч.)

Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (2ч.)

Тема 29. Словарь- грамотей. (2ч.)

Тема 30. Научная этимология. (2ч.)

Тема 31. Какие бывают имена? (2ч.)

Тема 32. Древнерусские имена. (2ч.)

Тема 33. Отчество и фамилия. (2ч.)

Тема 34. Надо ли останавливаться перед зеброй? (2ч.)

Цели программы

Расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Результат программы

Личностные результаты

· эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

· эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

· чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

· любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

· интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

· интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

· интерес к изучению языка;

· осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

· самостоятельно формулировать тему и цели урока;

· составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

· работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

· в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

· перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

· пользоваться словарями, справочниками;

· осуществлять анализ и синтез;

· устанавливать причинно-следственные связи;

· строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

· высказывать и обосновывать свою точку зрения;

· слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

· задавать вопросы.

Особые условия проведения

Наличие словарей толковых, орфографических, словообразовательных.

Материально-техническая база

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Словообразование» необходимы следующие принадлежности:

· наличие лингвистических словарей;

· наличие карточек с играми и заданиями;

· наличие текстов для работы на занятиях;

· подборка видеофрагментов;

· подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;

· компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

· набор ЦОР по русскому языку.