«Художественное слово»

Приобщение обучающихся к театральному искусству, сохранение языка в его чистоте и красоте – одна из важнейших задач для ребенка. В программе используется целый ряд разработок по голосоведению, которые направлены на развитие творческих способностей учащихся. За последние годы много сделано в сфере изучения механизмов речи, слуха, в теории голосообразования.

Современная педагогика предлагает новые источники для совершенствования методики работы над дыханием, слухом. В основу приемов легли работы врачей – ларингологов, физиологов, психологов, специалистов по лечебной физкультуре. Это позволило найти наиболее верный и доступный путь к освоению правильного, полного дыхания, к умению самостоятельно работать над совершенствованием своего речевого аппарата, снимать мышечные зажимы, которые мешают работе над голосом. Сценическая речь теснейшим образом связана с пластикой, движением, ритмикой, мастерством актера. Программа «Художественное слово» включает в себя основы сценической речи и изучение основ искусства чтеца – актера. В программе работа над стихотворным текстом и прозой (от басни до различных по жанру прозаических произведений).

В работе с учащимися вырабатываются приемы воспитания актера: от тренинга, игры, этюдов к воплощению образа.

Педагоги

Слизевская Наталья Михайловна – педагог дополнительного образования Дома детского творчества. Имеет высшее образование, окончила Высшее театральное училище им. Б. В. Щукина в 1999 году по специальности «Режиссер драматического театра». Присвоена квалификация: «Режиссер драматического театра». Стаж педагогической работы (по специальности) – 34 года, в данной должности – 32 года.

Неоднократно награждалась благодарственными письмами и дипломами «За работу с одаренными детьми», «Лучший руководитель» и «Лучшая педагогическая работа» на Всероссийских и Международных конкурсах и фестивалях «Планета талантов» и «Роза ветров», "Сибирская рампа на Ольхоне«.

В 2004 году стала лауреатом премии «Акция», учрежденной Советом по поддержке Российских театральных инициатив при Комитете по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации. Является победителем конкурсного отбора лучших педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Награждена Благодарственным письмом Законодательного собрания Красноярского края за вклад в организацию и успешное проведение Международного проекта «Из Сибири Балканам с любовью» в Сербии и Республике Сербской.

В течение последних лет актеры театра – студии «Глобус», занимающиеся в группе «Художественное слово», являются дипломантами и лауреатами всероссийских и международных конкурсов.

 

Содержание программы

I. Основы сценической речи

Основы сценической речи. Выявление речевых недостатков детей. Роль дыхания в воспитании речевого голоса. Влияние осанки на процесс дыхания для развития речевого голоса. Работа над постановкой речевого голоса.

II. Художественное слово в системе работы над сценической речью

 Некоторые специфические особенности и общие основы словесного действия. Выявление идейного смысла произведения. Словесное действие и сверхзадача.

III Голосоведение (рождение звука)

Мышечная свобода и мышечная активность. Основы комплексного речевого тренинга. Тембровая подвижность голоса. Динамический диапазон голоса. Объемность голоса. Развитие опоры дыхания. Подготовка речевого аппарата. Снятие челюстных зажимов. Формирование объемного звука. Формирование тембрового слуха. Воспитание тихого выразительного голоса. Развитие темпоритмических навыков чтеца.

IV Роль дыхания в искусстве чтеца

Овладение подготовительными упражнениями для тренировки полного типа фонационного дыхания с активизацией мышц брюшного пресса.. Дыхательные гимнастики Стрельниковой и "парадоксальной гимнастики".

V Роль дикции в искусстве чтеца

Артикуляционная гимнастика. Техника речи.

 

 

Цели программы

Выявление скрытого творческого потенциала, снятие психологических зажимов, овладение техникой речи от выработка естественного звучания голоса в процессе исполнения чтецом различных произведений со сцены.

Результат программы

Вырабатывать у учеников острый слух, естественное звучание голоса (устойчивого дыхания, совершенствования дикции, вырабатывание гибкого, звучного голоса) и овладеть техникой речевого мастерства: дыхания, артикуляция, резонирование.

Наряду с этим развить внимание, дисциплину, ответственность, партнерство, да и вообще умение гармонично существовать в коллективе, выявление скрытого творческого потенциала, открытости, позитивного отношение к себе, друг другу и окружающему миру в целом. Совершенствование техники речи, и развитие орфоэпической культуры.

Овладеть основами мастерства слова в процессе исполнения чтения прозы, стихов, стихотворной драматургии.

Особые условия проведения

В программе используется целый ряд разработок по голосоведению, применяемых для детей с проблемным голосом. Будет найден доступный путь к освоению правильного, полного дыхания, к умению самостоятельно работать над совершенствованием своего речевого аппарата, снимать мышечные зажимы, которые мешают работе над голосом с помощью лечебной физкультуры. Ребенок освоит подход к работе с разножанровым текстом и пройдет этапы работы искусства чтеца – актера.

Материально-техническая база

  • Ноутбук, колонки, светоаппаратура, музыкальный центр,видео и аудиокассеты, диски, альбомы, книги;
  • стенды, декорации, реквизит, ширмы, театральные костюмы;
  • методические разработки игр, упражнений, этюдов, уроков, бесед, экскурсий и походов, конкурсов, театральных вечеров.