Актуальные вопросы обществознания (9-10 классы)

Дополнительная общеразвивающая программа "Актуальные вопросы обществознания" предназначена для учащихся 9 и 10 классов.

Обществознание охватывает круг вопросов по философии (этике и теории познания), экономике, социологии, психологии, политологии и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и общественных процессов.

 

Одна из базовых идей предмета «Обществознание» – емко и в то же время кратко представить каждую науку, ее базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный для школьника язык.

 

На занятиях учащиеся приобщаются к различным сферам общественной жизни, что является условием становления свободной и социально ответственной личности, которая осознанно идет к поставленной цели.

 

Программа позволяет преобразовать содержание теоретического материала в более доступную для восприятия форму и выявить существенные признаки объектов и явлений, сформировать опыт применения социально-гуманитарных знаний в решении познавательных и практических задач.

 

Эффективное обучение по программе поможет учащимся не только приобрести знания, но и развить социальные и интеллектуальные навыки, необходимые в современном обществе.

 

Повысить мотивацию учебной деятельности предполагается за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности, активных методов обучения. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности, способности моделировать ситуацию.

Педагоги

Старченко Елена Юрьевна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Образование: высшее, Томский государственный педагогический институт, учитель истории.

Общий трудовой стаж: с 1986 года.

Стаж работы во Дворце творчества: с 2013 года.

Награды, поощрения:
2013 год – Почетная грамота органов местного самоуправления ЗАТО Железногорск за добросовестный труд, творческое отношение к делу обучения и воспитания подрастающего поколения.
2017 год – Диплом за подготовку участников Всероссийского конкурса «Слава созидателям».
2019 год – Благодарственное письмо министерства образования Красноярского края за многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие системы общего образования в Красноярском крае.

Повышение квалификации:
2016год – «ФГОС: Содержание и деятельностные технологии обучения обществознанию», ККИПКиППРО, 108 часов.
2016год – Краевая методическая конференция «Учитель истории и обществознания Красноярского края в условиях введения трех стандартов (ФГОС, историко-культурный стандарт, профессиональный стандарт педагога)», ККИПКиППРО.
2018 год – «Оказание первой помощи обучающимся в образовательных организациях», 72 часа.
2018 год – «Обучение руководителей ППЭ для проведения ГИА – 9», ККИПКиППРО, 24 часа.
2019 год – «Обучение руководителей ППЭ для проведения ГИА – 9», ККИПКиППРО.

 

Семенов Анатолий Станиславович – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Образование: высшее, Красноярский государственный педагогический университет, учитель истории и права.

Общий трудовой стаж: с 2006 года.

Стаж работы во Дворце творчества: с 2012 года.

Награды, поощрения:
2017 год – Благодарность МБУ ДО «ДТДиМ» за подготовку и проведение городского семинара «Дворец творчества как образовательное пространство для воспитания личности ребенка, развития интеллекта и творческой деятельности».

Повышение квалификации:
2016 год – «Методика выполнения заданий ЕГЭ по истории с развернутым ответом», общество с ограниченной ответственностью «Центр онлайн – обучения Нетология –групп», 72 часа.
2016 год – «Углубленная подготовка школьников к творческим заданиям ЕГЭ и олимпиад по обществознанию», общество с ограниченной ответственностью «Центр онлайн – обучения Нетология –групп», 72 часа.
2017 год – «Содержание и методика преподавания истории в контексте федеральных государственных общеобразовательных стандартов», 108 часов.
2018 год – «Разработка индивидуальных образовательных программ сопровождения интеллектуально одаренных обучающихся», 144 часа.
2018 год – «Оказание первой помощи обучающимся в образовательных организациях», 72 часа.

Содержание программы

Программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение 72 учебных часов по разделам и темам, а также реализует компетентностный подход к образованию.

 

Первый модуль для учащихся 9 классов включает в себя шесть разделов: «Человек и общество», «Сфера духовной культуры», «Экономика», «Социальная сфера», «Сфера политики и социального управления», «Право».

 

Второй модуль для учащихся 10 классов включает в себя четыре раздела: «Экономика», «Политика», «Право», «Человек и общество».

 

Основные формы и методы работы:

  • лекции с последующим опросом, с обсуждением документов;
  • беседы;
  • практические занятия;
  • анализ альтернативных ситуаций;
  • работа в парах, группах, индивидуально;
  • разбор заданий различных уровней сложности;
  • выполнение работ по заданному алгоритму;
  • решение заданий итоговой аттестации.

Цели программы

Систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся по обществознанию посредством преобразования содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму.

Результат программы

В результате освоения программы учащиеся умеют:

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
  • извлекать из текстов знания по заданным темам;
  • систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
  • владеть правилами и нормами социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Особые условия проведения

Отсутствуют.

Материально-техническая база

Программа реализуется в учебном кабинете, оснащённом необходимым оборудованием и материалами.

 

Материально-техническое обеспечение для реализации программы включает в себя:

  • Учебная мебель (столы, стулья) по количеству учащихся.
  • Оборудование – компьютер, проектор, экран, классная доска.

Учебно-методические материалы.

При реализации программы используется имеющаяся методическая база:

  1. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. / П.А. Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 478, [2] с. – (Единый государственный экзамен).
  2. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Экономика» / П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. – 158, [2] с. – (Единый государственный экзамен).
  3. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Культура»: 9 кл. / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 60 с. – (Государственная итоговая аттестация – экзамен в новой форме).
  4. Обществознание / Н.Н. Семке. – М: Эксмо, 2014. – 240 с.
  5. Обществознание в таблицах: 10-11 классы: справочные материалы / П.А.Баранов – М.: АСТ: Астрель, 2014. – 187, [5] с. – (Школьная программа).
  6. Певцова, Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс». – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД „Русское слово – РС“», 2010. – 136 с.
  7. Единый государственный экзамен 2012. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы – составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.:Интеллект-Центр, 2012.
  8. ЕГЭ-2012: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2012.
  9. ЕГЭ-2012. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2012.
  10. Обществознание. 9 класс. Тематические тренировочные задания/ Е.Н. Калачёва – М.: Издательство «Экзамен», 2013,
  11. ОГЭ-2017. Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А.Ю. Лазебникова, Е.Н. Калачёва – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
  12. Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, для школьников и поступающих в вузы. – М.: Хоббитека, 2019. – 392 с.