«Основы актёрского мастерства»

Программа «Основы актерского мастерства» предполагает определенный минимум знаний, умений и навыков, без которых нельзя быть специалистом. Теоретический и практический фундамент режиссера и актера – объективные законы творчества, систематизированные в театральном учении К.С.Станиславского. Сверхзадача педагога заключается еще и в том, чтобы обучающиеся не просто ставили спектакли и играли роли, не просто ходили в театр, а чтобы при этом происходило чудо постижения гармонии и красоты мира. Реализация программы позволяет решить многие назревшие проблемы воспитания подрастающего поколения, причем, не, только профессионально ориентированного, но и социального, нравственного, гражданского характера.

Педагоги

Людмила Алексеевна Самсонова, педагог дополнительного образования

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие

- введение учащихся в мир театра: ознакомление с основными понятиями и терминами театра – сцена, зритель, рампа, авансцена, кулисы, занавес, актёр, декорации, бутафория, реквизит, режиссёр и т.д.

Тема 2. Сценическое внимание

- внимание в жизни / непроизвольное/ и на сцене /произвольное/;

-внимание, основанное на органах чувств: зрении, слухе, осязании, обонянии,вкусе- упражнения,

игры;

- объект и субъект внимания;

- внимание внешнее и внутреннее; объекты внутреннего внимания, упражнения;

- непрерывная линия внимания, упражнения;

- круги сценического внимания, упражнения;

Тема 3. Сценическое воображение и фантазия

- магическое" если бы", игры, упражнения;

- вера в предлагаемые обстоятельства, игры, упражнения;

- виды воображения: пассивное, активное или творческое, т.е. сценическое;

- отличие воображения от фантазии;

- упражнения на развитие фантазии;

Тема 4. Сценическое отношение

- принцип " вижу как дано, отношусь как задано", упражнения;

-сценическое отношение к предмету, упражнения;

- сценическое отношение к месту действия, упражнения;

- сценическое отношение к партнёру, упражнения;

- сценическое отношение к действию партнёра, упражнения;

- сценическое отношение к факту, упражнения;

- сценическое отношение к событию, упражнения

Тема 5. Преодоление мышечных зажимов

- раскрепощение мышц лица и шеи, тренинги, упражнения;

- снятие мышечных зажимов с плечевого сустава, рук, тренинги и упражнения;

- освобождение от зажима мышц ног, тренинги и упражнения;

- раскрепощение мышц туловища, тренинги и упражнения;

Тема 6. Сценическое движение

- ритмические упражнения;

- выразительная пластика головы, рук, ног, корпуса, мимическая выразительность, упражнения;

- эмоциональная пластика, упражнения;

-язык жестов, упражнения;

Тема 7. Память

- упражнения на память физических действий;

Тема 8. Сценическая задача и её элементы

- действие/ что я делаю?/

- цель / для чего я делаю?/

- приспособление / как я делаю?/

Тема 9. Промежуточная аттестация

- показ упражнений на все элементы актёрской техники;

Тема 10. Организованность в сценическом пространстве и сценическом времени

- понятие темпоритма, упражнения;

- понятие мизансцены, упражнения

Цели программы

Содействие развитию духовно-нравственных, интеллектуальных, физических основ личности, творческих способностей и эмоционального мира через приобщение к искусству театра.

Результат программы

В результате освоения программы у учащихся формируются определенные актерские исполнительские знания, умения и навыки, способствующие самореализации творческой личности учащихся.

Обучение по программе «Основы актерского мастерства» должно подвести обучающихся к умению совершать подлинные, целесообразные органические действия в вымышленных обстоятельствах. Для этого важно воспитать чувство правды действия, переживания, а артистическая техника должна быть доведена до такого состояния, когда природа исполнителя сама, непроизвольно втягивается в процесс творчества. Все это подводит учащегося к показателю результата – к работе над этюдом. А одна из главных задач – органическое существование актера в условиях сцены – диктует еще одно условие: необходимость зрителя в зале.

Особые условия проведения

Воспитанники должны знать:

- законы сценического действия;

- работу актера над ролью;

уметь:

- владеть элементами внутренней техники актера;

- правильно выполнять упражнения актерского тренинга;

- самостоятельно сочинять и ставить актерские этюды;

- работать над малыми театральными формами;

- находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;

- четко анализировать стихотворную форму, нести логику мысли, не нарушая ритма и формы;

владеть:

- техникой снятия мышечных и психологических комплексов "зажатости".

Материально-техническая база

- кабинет для занятий;
- зал со сценой, звуковой и осветительной аппаратурой;
- магнитофон;
- видеопроектор;
- шкаф для книг и технических средств обучения;
- ширмы, декорации;
- костюмы, бутафория, реквизит.