«Моя профессия – спасатель»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моя профессия – спасатель» – модульная программа реализуемая в сетевой форме.

Программа носит ознакомительный характер по нескольким направлениям, воспитательный потенциал которых практически неисчерпаем.

Спасатели в своей повседневной практике связаны с экстремальными условиями профессиональной деятельности, с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Несмотря на трудности, с которыми могут встретиться спасатели при выполнении аварийно-спасательных работ, они обязаны действовать быстро и грамотно, для этого они должны обладать стрессоустойчивостью и умением принимать правильные решения.

Противопожарная безопасность – компонент педагогического процесса, способствующий формированию личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.

Медицина – овладение основами медицинских знаний необходимо каждому человеку для его нормального физического и духовного развития. В ряде случаев правильно оказанная на месте помощь может сохранить жизнь пострадавшему человеку, предотвратить быстрое развитие необратимых изменений в его организме и обеспечить желаемый результат еще до доставки в лечебное учреждение.

Туризму принадлежит важная роль, направленная на укрепление здоровья, закаливание, развитие физических возможностей детей, формирование начальных туристских навыков и умений.

Спортивное ориентирование – это наиболее органичное сочетание в нем физического и умственного начала. Занятия спортив­ным ориентированием способствуют укреплению здоровья и по­вышают закалку организма подростка. Не менее важна работа головой: скорость принятия решений, внимательность, пространственное воображение, умение держать в голове несколько объектов одновременно, быстро их находить, не теряться в незнакомой местности.

Организация быта оказывает большое влияние на ребёнка, способствует его совершенствованию, помогает сплочению, развивает в нем чувство ответственности, помогает приобрести навыки самообслуживания.

Дополнительная общеобразовательная программа «Моя профессия – спасатель» состоит из 3-х модулей: «Специальная (техническая) подготовка спасателя», «Спортивно-туристская подготовка спасателя», «Отработка практических навыков работы спасателя». Каждый модуль рассчитан на 36 учебных часов. Разнообразие форм деятельности способствует развитию подростка: общему оздоровлению его организма, укреплению физических и духовных сил, приобретению навыков самостоятельной деятельности, инициативности и коллективизма, воспитывает патриота своей Родины.

Педагоги

Подглазова Татьяна Николаевна, Ракова Ирина Викторовна, Конопелькина Елена Валерьевна

Содержание программы

1. Модуль "Специальная (техническая) подготовка спасателя"

Реализация этого модуля направлена на ознакомление с профессией спасатель, необходимости и роли этого подразделения в современном обществе, освоение простейших действий в условиях ЧС, пожаре.

Цель модуля: создание условий для формирование интереса к профессии спасатель.

Задачи модуля:

· обучение основам профессиональной деятельности спасателя;

· обучение основам противопожарной подготовки;

· обучение применения СИЗ при радиоактивном, химическом и биологическом заражении;

· обучение способам и приемам пользования аварийно-спасательным инструментом.

 2. Модуль "Спортивно-туристская подготовка спасателя"

Реализация этого модуля направлена на формирование умений организовать жизнедеятельность в природной среде, навыков оказания первой доврачебной помощи.

Цель модуля: развитие туристских навыков юных спасателей.

Задачи модуля:

· обучение основам туристской техники и ориентирования;

· обучение основам организации туристского быта;

· обучение навыкам оказания доврачебной помощи при простейших травмах и ранениях;

· обучение способам эвакуации и транспортировки пострадавшего.

3. Модуль "Отработка практических навыков работы спасателя"

 Реализация этого модуля направлена на овладение и отработку практических навыков работы спасателя в условиях водной среды в летний период, а именно в водном походе (сплаве).

 Цель модуля: создание условий для обучения подростков действиям в различных экстремальных ситуациях природного и техногенного характера.

Задачи модуля:

· формировать мотивационно-ценностное отношение к выбору будущей профессии, успешную социальную адаптацию в дальнейшем к жизни в обществе;

· отработка практических навыков оказания доврачебной помощи при простейших травмах и ранениях;

· отработка практических навыков разных способов эвакуации и транспортировки пострадавшего;

· отработка практических навыков пользования аварийно-спасательным инструментом;

· овладение навыками общения и взаимодействия в группе, формирование коммуникативной культуры личности;

· привитие умения самостоятельно быстро и правильно принимать решения в различных экстремальных ситуациях;

· содействовать воспитанию высоких нравственных и морально–волевых качеств: патриотизма, гражданственности, самоотверженности, инициативности, дисциплинированности, принципиальности для преодоления специфических сложностей (факторов выживания), возникающих в экстремальных условиях;

· содействовать воспитанию чувства уверенности в собственных силах, значимости личного и коллективного успеха;

· пропаганда и популяризация здорового образа жизни.

 Режим занятий. Время, отведённое на 3 модуль, составляет 36 часов (6 учебных дней), занятия проводятся 2 раза в день по 3 часа днем и после обеда, с перерывами для отдыха и обеда, в соответствии с требованиями СанПиН. Обучение осуществляется по принципу теория + практика, то есть все теоретические знания, пройденные в 1-ом и 2-ом модулях, участники программы закрепляют на практике в условиях водного похода. Практические занятия проводятся с использованием наглядных материалов и оборудования. Педагог делает упор на воспитание у обучающихся умений и навыков самостоятельного принятия решений. Обязательным условием является практическое участие обучающихся в подготовке и проведении мероприятий. Для проведения теоретических и практических занятий привлекаются эксперты: инструктора, спасатели, тьюторы (выпускники ДДЮТиЭ).

 Досуговая деятельность не связана с общей тематикой программы, предусматривает организацию отдыха путем смены видов деятельности: подвижные игры на свежем воздухе, познавательные виртуальные экскурсии, игры на сплочение, час тихих игр (настольно-печатные игры, шашки, шахматы), просмотр видеоматериалов, чтение литературы, творческая деятельность, участие в подготовке и выступлении творческих номеров агитбригад (разучивание песен, КВН и т.п.).

Цели программы

Выработать у  подростков необходимый объём знаний и навыков, позволяющих ознакомиться с профессией спасатель.

Результат программы

У участников Программы будут сформированы:

Личностные результаты:

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

- умение принимать во внимание мнение товарища по команде, вырабатывать коллективное решение через введение системы сменных должностей в группах, работу в команде;

- умение владеть собой в трудных ситуациях, принимать правильные решения, оценивать свои и чужие поступки.

Предметные результаты:

– формирование представлений о функциях спасательной службы, специфики аварий, катастроф и стихийных бедствий края, их поражающих факторах и последствиях;

- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

- овладение первичными навыками ориентирования на местности;

- овладение приемам и средствам оказания доврачебной медицинской помощи;

- овладение способам транспортировки пострадавших;

- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера и их последствий для личности, общества;

- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления;

- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи образовательной деятельности, поиска средств её осуществления;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;

- формирование умений:

-планировать, контролировать и оценивать образовательные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, общие цели и пути их достижения;

- договариваться о распределении функций и ролей и осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Особые условия проведения

Возраст обучающихся – от 13 до 16 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и состоящих на различных видах учета.

Материально-техническая база

Раздел "Медицина":

перевязочные средства, кровоостанавливающие средства, кровоостанавливающие жгуты (2 разновидности), бинты марлевые, грелка, охлаждающие пакеты (1 шт.), средства иммобилизации, аптечка (1 шт.) пакет индивидуальный перевязочный (4 шт.).

Раздел "ПБ":

огнетушитель порошковый, пожарный рукав, ствол пожарный, модели пожарной техники, боевая одежда пожарного (боевка, каска, ремень, краги);

Раздел «Спортивный туризм»: карабины – 20 шт. веревка (10-мм, 200-100 м.), веревка (8 мм, 130 м.), обвязочная система (50 шт.), рюкзак (25 шт-80 литров), подъемное устройство «JuMar», страховочно-спусковое устройство «Восьмерка», котелок туристский (1 шт), костровой набор, прусики туристские, вспомогательное устройство типа «Ролик» (6 шт.), каски (15 шт), спасательные жилеты (15 шт);

Раздел "Спортивное ориентирование":

- карты по спортивному ориентированию, курвиметр, компас (25 шт.)

Раздел "ГО":

средства индивидуальной защиты, ватно-марлевые повязки (2 образца), противопылевая тканевая маска (1 шт.), противогаз фильтрующий (ГП-5, ГП-7), респиратор (2 шт), общевойсковой защитный комплект ОЗК (6 шт.), общевойсковой защитный комплект Л-1(1 шт.)

Раздел "Полоса препятствий":

- элементы полосы препятствий («Лабиринт», «Забор с наклонной доской», «Разрушенная лестница», «Рукоход», "Брусья");

Необходимые технические средства обучения:

- компьютер (ноутбук);

- проектор;

- экран.