Школьное лесничество

Программа дает возможность познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, способствует развитию мировоззрения, ценностным ориентациям, установкам и активной деятельности по охране окружающей среды. Программа направлена на развитие природной любознательности, эмоциональной сферы и интеллектуальных способностей детей и подростков; приобретение эмоционально-ценностного отношения к природе, к себе, к людям; овладение различными способами познания мира; актуализацию потребности в самопознании, саморазвитии и самореализации.

Занятия направлены на изучение природы ближайшего окружения и участия в реальной природоохранной работе, что позволит детям и подросткам  внести реальный вклад в сбережение природы г. Енисейска и Енисейского района. Основные формы обучения - теоретические и практические занятия, учебные экскурсии в природу, учебно-исследовательские работы, проекты. Результаты своих исследований учащиеся представляют на научных конференциях и олимпиадах. Программа помогает практически ознакомиться с содержанием труда в профессиях, связанных с биологией и экологией.

Педагоги

Дозморова Надежда Васильевна, педагог дополнительного образования

Содержание программы

Содержание 1 года обучения

Значение леса в природе.

Лес – основной компонент окружающей среды.

Понятие о лесе и лесных насаждениях. Лес в литературе, музыке, живописи. Правила поведения в лесу.  Типы леса. Лесная аптека. Ягодные растения. Грибы. Растения, занесенные в Красную книгу Красноярского края. Лес и климат. 

Практические занятия.

Определение основных видов лиственных пород по листьям, побегам, плодам и семенам. Определение травянистых растений, мхов, лишайников по рисунку, готовому гербарию и с помощью определителя. Определение типов леса по растительному покрову. Изучение правил сбора лекарственных растений. Выявление и изучение лекарственных растений своей местности. Определение грибов по плодовым телам. Определение возраста дерева. Определение диаметра дерева. Определение высоты стоящего дерева. Акция "Сохраним хвойный лес!".

3.Лес – среда обитания животных

Животные леса. Условия обитания животных в лесу. Распространение животных. Лесные животные: впадающие в зимнюю спячку, хищные и травоядные, грызуны, млекопитающие и земноводные. Зимующие, кочующие и перелетные птицы. Насекомые и их среда обитания. Рыбы озер, рек Енисейского района. Животные, занесённые в Красную книгу. Красноярского края. Охраняемые природные территории

Практика

Определение животных по их следам. Определение птиц визуально и по голосу. Скворечники, кормушки для птиц. Определение вредителей леса по наносимым ими повреждениям. Составление календаря развития насекомых, встречающихся в лесах Енисейского района.

4.Исследования

Характеристика лесных почв. Морфологическое строение почвы. Влияние почвы на видовой состав растений. Механический состав почв. Удобрения и их влияние на древесные растения.

Практика Определение типа лесной почвы. Описание почвенного разреза. Определение механического состава почвы. Определение видового состава растений на почвах разных типов по справочникам. Подготовка почвы к посеву семян, к посадке саженцев. Опытные работы с растениями. Фенологические наблюдения за растениями.

Содержание 2 года обучения

1. Знакомство с профессиями лесного профиля,
2.Лесопользование в Енисейском районе

Теория Рост и развитие деревьев. Рубки леса и их назначение. Побочное

пользование

Практика. Изучение структуры лесонасаждений. Работа с планом

лесонасаждений. Экскурсии на рынок, в магазины "Продукты леса".

Составление презентации "Продукты леса«

3.Лесовосстановление

Теория. Лесовозобновление и лесоразведение. Плодоношение

древесно-кустарниковых пород. Способы сбора семян. Переработка

семян. Хранение семян. Размножение семян. Лесные культуры.

Удобрения и их применение.

Практика. Учет и оценка плодоношения. Сбор семян. Переработка.

Сушка семян. Способы хранение семян. Определение всхожести семян

растений и их посев. Вегетативное размножение древесных растений

Составление мини – проекта по озеленению территории.

4.Охрана и защита леса.

Теория. Вредители леса Методы борьбы с вредителями. Болезни деревьев и

кустарников. Методы борьбы с болезнями. Лесные пожары.

Условия возникновения лесных пожаров. Способы тушения лесных

пожаров. Способы предотвращения лесных пожаров.

Практика Выбор вредителей деревьев и кустарников из источников

литературы. Составление календаря развития насекомых-вредителей.

Составление календаря развития древесно-кустарниковых растений.

Работа со справочной литературой, составление календаря защиты

деревьев и кустарников от вредителей. Проведение круглого стола «Лесные

пожары». Знакомство с приборами и инструментами противопожарного

назначения. Написание плакатов, аншлагов, листовок, памяток.

Противопожарная акция "Сохраним лес живым!«

5.Исследованиерастений и животного мира леса Енисейского района
Теория Лесопатологическое обследование и его значение. Не древесные

ресурсы леса и их исследование в Енисейском районе.

Практика Определение санитарного состояния деревьев, кустарников.

Экскурсия по теме «Не древесные ресурсы леса» Обследование площадей

с ягодными и лекарственными растениями. Работа со справочным

материалом.

Цели программы

Формирование экологической культуры, исследовательских компетентностей учащихся через расширение знаний в области природопользования и экологии, лесохозяйственную и природоохранную деятельность; профессиональная ориентация экологического, лесохозяйственного профиля

Результат программы

Ожидаемый результат первого года обучения

:расширяются знания детей о природе родного края и проблемах ее охраны; формируются представления о методах проведения эколого-биологических исследований, совершенствуются навыки работы с источниками информации и взаимодействия со сверстниками; формируется устойчивый интерес к эколого-биологическим наукам.

 

Ожидаемый результат второго года обучения

- сформированы знания об основах экологии, опыт участия в природоохранной деятельности, навыки проведения полевых исследований; совершенствуются навыки командной работы; обучающиеся успешно самореализуются через проектную, исследовательскую и творческо-продуктивную деятельность

Материально-техническая база

· учебный кабинет

· видео-, фотоаппаратура

· интерактивная доска

· компьютер

· проектор

· сканер

· принтер

· измерительные приборы и инструменты

· мини-лаборатория "Пчелка"

· наглядные пособия, гербарии

· определители: растений, основных вредителей леса; птиц, насекомых, млекопитающих

· Интернет-ресурсы:

· методическая литература.

 

Видео

[ "" ]