Студия развития эмоционального интеллекта

Рабочая программа «Развитие эмоционального интеллекта» для учащихся начальной школы разработана на основе методических материалов и программы Вершининой О.А. «МОZАИКА», программа развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста. 

Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению.

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в младшем школьном возрасте, потому что именно в этот период дети часто находятся в плену эмоций, поскольку еще не могут управлять своими чувствами, и это может приводить к импульсивности в поведении, к сложностям в общении со сверстниками и взрослыми. Именно в этом возрасте идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства). Лишь по мере взросления, личностного развития у детей постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Существует множество проведенных исследований, подтверждающих, что низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией, или заученной эмоциональной беспомощностью, повышающей риск возникновения психосоматических заболеваний,  как у детей, так и у взрослых. Вот и получается, что умение разбираться в собственных чувствах, управлять ими является тем важным личностным фактором, который укрепляет психологическое и соматическое здоровье ребенка. Кроме того, исследования ряда ученых показали, что эмоциональный интеллект способствует личному успеху человека более чем на 80%, тогда как уровень интеллекта рационального (IQ) едва тянет на 20%, т.е. человек, способный привести в согласие собственный ум и сердце, умеющий тонко чувствовать других людей и управлять взаимоотношениями, становится серьезным капиталом любой организации и сферы деятельности, в какой бы он не работал.

Занятия включают в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:

- упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение);

- дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему);

- мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения и формирование выразительной речи детей);

- элементы танцедвигательной терапии.

Эти процедуры могут проводиться в любой части занятия, в зависимости от ситуации.

Педагоги

Медведева Татьяна Владимировна, педагог дополнительгного образования

Содержание программы

Вводное занятие.

Общее знакомство с эмоциями.
Мимика и Жесты – Язык Мира Эмоций.
Знакомство с эмоцией «страх».
Остров Страха и его обитатели.
Смешные жители Острова Страха.
Мы умеем побеждать страх!
Знакомство с эмоцией "радость".
Город Радости и Веселья.
В городе Радости только добрые слова!
"Мой портрет"
"Моё имя«
С радостью я дружу
Знакомство с чувством «злость», "гнев".
Пещера гнева и злости.
Откуда берётся гнев?
Может ли гнев быть полезным?
Знакомство с чувством "удивление".
Что меня удивляет?
Удивись и создай новое.
Удивительное в природе
Знакомство с чувством "грусть«.
Грустный мир
Я грущу и друг грустит.
Грустная картина
Настроение
Закрепление знаний о чувствах «грусть», «радость», «страх», "злость".
Знакомство с чувством "спокойствие«.
В умею владеть собой
Мое самообладание
Держим себя в руках
Знакомство с понятием «поступок» и "ответственность".
"Важное дело"
Я в ответственности кого приручил
Проступок
Знакомство с чувством «стыд», "вина".
"Косточка"
Расскажи о чувстве
Жить с грузом тяжело
Знакомство с понятием "интерес".
Какие у меня интересы
Увлеченье как это здорово!
Знакомство с чувством "жадность".
"Синяя краска"
Знакомство с понятием "дружба".
Верные друзья
Сделай подарок другу
Портрет дружбы
Знакомство с чувством "самодовольство".
Один шаг и одиночество
Знакомство с чувством "отвращение«.
Расскажи, что чувствуешь
Знакомство с чувством «сочувствие», "сострадание".
Милосердие
Сделаем наш дом добрее
Сочувствие и понимание
Знакомство с чувством "любовь".
Любовь и нежность
Любовь в моей жизни
Что значить любить
Знакомство с чувством "благодарности".
"Благодарные соседи"
Знакомство с чувством "уважение«.
День уважения
Знакомство с чувством «гордость», "высокомерие".
"Я – главное в жизни"
Знакомство с чувством "нежность".
Цветы нежности
Знакомство с чувством "доброта".
"Делай добро и бросай его в воду"
Город Добро
Жители города Добро
Знакомство с чувством "уверенность".
Мой завтрашний день
Знакомство с чувством "счастье".
Счастье делаем сами
Промежуточная аттестация защита проектов

Цели программы

Развитие эмоциональной культуры и эмоционального интеллекта

Результат программы

На занятиях данной программы отрабатываются: моторика, равновесие, координация движений, ловкость, расслабление, воображение, реакция, мотивация, коммуникативные навыки, самооценка, интеллектуальные способности.

Качества, способности личности, которые будут развиваться у ребят в результате освоения программы:

готовность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение;
доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Распознавать эмоции (как свои, так и других).Анализировать причины их возникновения. Управлять эмоциями (своими и других). Перенаправлять и использовать возникшие эмоции для решения ваших задач

Особые условия проведения

Нет

Материально-техническая база

Кабинет

10 стульев

Компьютер или ноутбук

Интерактивная доска

Литература:

1. Авидон И., Гончукова О. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг. СПб.: Изд-во «Речь», 2006.

2. Бабич О.И. Тренинг эмоционально-волевого развития дошкольников и младших школьников«: Изд-во «Речь», СПб., 2010.

3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. М.: Генезис, 2002.

4. Фопель Клаус. Как научит детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие. Перевод с немецкого в 4-х томах, М.: Генезис, 1998.

5. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Лабиринт души: терапевтические сказки. М.: Академический проект, 2010.

6. Чуричков А., Снегирев В. Копилка для тренера. Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. СПб.: Изд-во «Речь», 2006.