ТО "В мире шахмат"

При серьёзном увлечении шахматами у обучающихся уменьшается рассеянность на занятиях, появляется интерес к книге (шахматы – «книжный вид спорта»), к компьютерным программам для изучения теории игры;

- развивается у юных шахматистов аналитические способности. От анализа шахматных позиций они постепенно переходят к анализу ситуаций, с которыми они сталкиваются в жизни.

- обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников,

- открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа;

- расширяется круг общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Популярность шахмат велика. В них играют десятки миллионов людей. Особенно любимы шахматы у нас в стране – самой мощной шахматной державе, в которой живут чемпион мира и пять экс-чемпионов, а также многие выдающиеся гроссмейстеры, творчество которых обогатило шахматы прекрасными произведениями.

Занятия шахматами способствует гармоническому развитию многих важных сторон личности. В процессе занятия шахматами развивается логическое и интуитивное мышление, долговременная и оперативная память, совершенствуется способность к концентрации внимания. Шахматы способствуют организации мышления, способности к выбору решения. Необходимость последовательно претворять в жизнь принятое решение – делать ходы, осуществлять определенные замыслы – способствует формированию воли, решимости, и эмоциональной деятельности, поэтому реализация данной программы соответствует потребностям времени.

Педагоги

Педагог дополнительного образования Гинатуллова Альфира Махмутовна 

Содержание программы

1. Организационное занятие.  (4 часа)

Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. История возникновения шахмат.

Дидактические игры и задания:

Чтение дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски".
2. Шахматная доска и шахматная нотация. (8  часов)

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания:

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

«Узнай адрес». Записать местоположение фигуры.

«Учим стихи». Стихи про расстановку фигур на шахматной доске.
3. Шахматные фигуры. (6 часов)

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания:

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

 «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
4. Начальная расстановка фигур. Ценность фигур. (4 часа)

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Верно и неверно». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», ученики должны сказать «верно»  или «неверно».

Решение уравнений на определение ценностей фигур.

«Кто сильнее?» Из двух фигур какая сильнее и на    сколько?

«Обе армии равны». Педагог ставит несколько фигур. Дети должны на своей доске поставить другие фигуры так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
5. Ходы и взятие фигур. (10 часов)

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, легкие и тяжелые фигуры,  взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания

«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную  фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

«Сбор флажков». Собрать конем все флажки на поле.


6. Цель шахматной партии. (10 часов)

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания:

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
7. Игровая практика. (20 часов)

Шахматные партии.
8. Повторение программного материала. (4 часа)

Игра всеми фигурами
9. Шахматный турнир. (4 часа)
10.Итоговое занятие. (2 часа)

Мониторинг достижения обучающимися планируемых результатов. 

Цели программы

Цель: подготовка юных шахматистов, владеющих базовыми навыками

стратегии, тактики и техники шахматной борьбы, основами общей шахматной культуры.

Результат программы

Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это:

·     наличие чувства прекрасного;

·     формирование основ шахматной культуры;

·     понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

·     наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

·     готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

·     уважительное отношение к иному мнению;

·     приобретение основных навыков сотрудничества с сверстниками;

·     воспитание чувств доброжелательности, толерантности ;

·     умение управлять своими эмоциями;

·     дисциплинированность, внимательность, трудолюбие ;

·     стремление к работе на результат.

Метапредметные результаты освоения программы  курса:

·     освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

·     формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

·     определять наиболее эффективные способы достижения результата;

·     формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

·     готовность слушать собеседника и вести диалог;

·     готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.     

      Предметные результаты:

·     выполнять  простейшие элементарные  шахматные комбинации;

·     использовать в речи  шахматные  термины, называть шахматные фигуры и познакомятся с шахматным кодексом (белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья);

·     ориентироваться на шахматной доске;

·     правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

·     играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;

·     рокировать; объявлять шах; ставить мат;

·     матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.

Материально-техническая база

Для реализации программы используется следующие дидактические материалы: наглядное пособие по шахматам, задачи к темам программы, компьютерная игра.

Материально - техническое обеспечение: кабинет, столы, стулья, шахматы, шахматные часы, компьютеры.