ТО "Живое слово"

Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, фонтанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Программа предусматривает построение занятий как абсолютно свободный творческий процесс, в котором каждый обучающийся сможет раскрыть свой потенциал и продолжать творчески самосовершенствоваться.

Педагоги

Педагог дополнительного образования Иванова Виктория Валентиновна 

Содержание программы

1. Введение  в курс программы (1 час)

«В каждом слове — бездна пространства». Цели и задачи кружка «Художественное чтение». Особенности и правила литературного кружка.

2. Школа читательского мастерства (10 часов)

Искусство выразительного чтения. Шедевры художественного слова… Чтение - как творческая деятельность и средство обогащения словарного запаса. Связь литературы с другими видами искусства. Музей-усадьба Л.Н. Толстого в Ясной Поляне. Третьяковская галерея. Театр « Современник». Начало школы читательского мастерства. Тема, идея, сюжет,  композиция произведения. Логическое ударение, паузы, интонация. Работа над понятиями. Мастерская творчества: приглашение к поиску. Анализ изобразительно-выразительных средств.

Окно в тысячелетнее прошлое «Мир скороговорок — мир народного творчества». Работа на фонетическом уровне (чёткость произношения, артикуляция, дикция, звуковой анализ слов).

Русь былинная… Особенности чтения былин. Логическое ударение, паузы, произношение.

3. Особенности чтения прозаических произведений (15 часов)

Техника речи при чтении прозы (на примере  рассказов М.М. Пришвина). Воплощение произведения в звучащем слове. Исправление недостатков речи.

Путешествие в мир творчества мастера слова (на примере рассказов И.А. Бунина). Сюжет и композиция эпического произведения. Характер литературного героя. Интонация, паузы, логическое ударение.

Тайны тургеневского слова. Вслушиваемся, вчитываемся в строки писателя, ищем ключ к разгадке особенностей произведений. Эмоциональная окраска. Преобладающие интонации.

Поиск, поиск и ещё раз поиск…(отрывок «Петя Ростов» из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»). Сравнительная характеристика отрывка с пьесой Булгакова «Петя Ростов». Театральная ритмика, образность

 

Час общения. Анализ выступления.

4. Поэзия - есть жизнь (26 часов)

«И невозможное — возможно…» Особенности стихотворных (лирических) текстов. Теория литературы: ритм, рифма, размеры стиха, стопы, средства выразительности, жанры  лирических произведений. Акростих, верлибр и др.

Чудо поэтического слова (пейзажная лирика). Стихи С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Исследования и находки. Поэтическое открытие природы.

Учимся понимать поэзию и мир (на примере стихотворений М.И. Цветаевой). Опыт прочтения стихотворений поэтессы. Нахождение различий в создании пейзажей, в использовании художественных средств.

Путешествие на поэтический Олимп. Поэты родной земли. Стихи И.А. Бунина, А. Берцкой, М. Соловьёва и др. Работа над произношением, дикцией, средствами выразительности.

«Всё начинается с любви…» (Любовная лирика.) А.С. Пушкина, А.А. Ахматовой. Эмоциональный настрой произведения. Работа над понятиями: ассонанс, аллитерация, эпитеты, олицетворение, метафора.

«В сердце светит Русь…» Тема Родины и патриотизма в лирических произведениях. М.Ю. Лермонтов,  Н.А. Некрасов, Н.М. Рубцов. Основные признаки  лирического текста.  Работа над ударением, стопой, размерами  стиха.

Искусство звучащего слова (выступление перед участниками кружка). Искусство декламации.

Анализ выступлений.

5. Литература 19-20 веков. Современная литература (15 часов)

Читательский театр. Мой любимый писатель XIX века. Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик» (отрывок из повести), А.П. Чехов «Злой мальчик» и «Канитель». Литературоведческий анализ фрагмента.

«О времени, о жизни, о себе». Мой любимый писатель  XX века.

Работа над страницами книги В.П. Астафьева «Затеси». Анализ фрагмента на синтаксическом уровне.

«Уроки добра». Мой любимый современный писатель. Приемы прочтения сказок Л. Петрушевской («Счастливые кошки» и «Котёнок»). Работа над художественными средствами.

6. Страницы Великой Победы (5 часов)

Своеобразие произведений о войне (эпическая широта, трагизм, лиризм).

«Война! Жесточе нету слова…» Конкурс стихотворений о войне. Искусство декламации.

7. Проекты (18 часов)

Знакомство с понятием проект. Характеристика проекта. 

Стихотворения и лирические миниатюры о родной природе, родном крае —создание творческого проекта «Поэзия природы».

Юмористические стихотворения и юмористические миниатюры —создание творческого проекта «Передать моим читателям прошу, что веселые стихи я напишу».

Семья. Семейные предания. Семейная реликвия. Семейные традиции. Творческий проект «Моя семья».

8. Творческая мастерская (15 часов)

Подборка произведений учащихся для выпуска сборника «собственных»  произведений.

Знакомство с программным обеспечением Microsoft Publisher. Где используют Publisher?  Как создать красивые открытки, различные публикации, используя для этого встроенные шаблоны? Учимся работать в Microsoft Publisher Оформление собственных стихотворений, рассказов, миниатюр с помощью компьютерной программы Miсrosoft Publisher. 

7. Итоговое занятие. Творческий отчет (3ч.)

 

Цели программы

Цель: повышение общей языковой культуры; привитие любви и уважения к великому русскому языку; формирование коммуникативных умений и навыков; развитие комплекса литературно-творческих способностей, направленных на практическое применение  в будущем.

Результат программы

Личностные результаты:

1) Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты: 

1) Владение всеми видами речевой деятельности:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- владение разными видами чтения;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

- умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- владение различными видами монолога и диалога;

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;

- соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

- умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) Применение приобретённых знаний, умений и навыков
в повседневной жизни; способность использовать родной язык
как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты :

1) Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения. 

Материально-техническая база

Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов учащихся.