ТО "Юные шахматисты"

Программы составлена в рамках реализации федерального проекта «Современная школа», Центра образования цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста». Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности:

- способность согласовывать свои стремления со своими умениями;

- навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях;

- умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм.

Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий – способности действовать в уме.

Педагоги

Педагог дополнительного образования Стрижова Екатерина Геннадьевна 

Содержание программы

I. Введение.

1.1.Родина   шахмат.   Легенды   о   происхождении   шахмат.   История развития игры до современных шахмат. Известные шахматисты.

Теория: Вводный инструктаж. Правильное расположение шахматной доски между игроками, шахматные термины.

II.Шахматная   доска, шахматные   фигуры.   Ходы   и   взятие   фигур, цель шахматной партии. Игра всеми фигурами из начального положения.

2.1.Шахматная доска. Шахматные фигуры.

Теория: белые   и   черные   поля,   горизонталь,   вертикаль,   диагональ, центр, название шахматных фигур их номинальная стоимость.

Практика: Начальное   положение (начальная   позиция).   Расположение каждой   фигуры   в   начальной   позиции, знать   правило «ферзь   любит   свой цвет», различать   связь   между   горизонталями, вертикалями, диагоналями   и начальной расстановкой фигур.

1.1.Ходы и взятие фигур, цель шахматной партии.

Теория: ходы   фигур, взятие   фигур   противника, что   является   целью шахматной партии.

Практика: Уметь   ходить   и   рубить   каждой   из   фигур, игра «на уничтожение».   Знать, что   такое «белопольные» и «чернопольные» слоны, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые пешки, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Применять свои знания на практике. Брать на проходе. Превращение пешки. Научиться ставить шах, мат, пат. Разыгрывать в ничью. Уметь делать длинную и короткую рокировку, знать ее правила.

1.2.Игра всеми фигурами из начального положения.

Теория: Повторение пройденного материала.

Практика: Играть и применять различные тактические приёмы.

1.3.Шахматная нотация.

Теория: Видеть   горизонтали   и   вертикали, знать   обозначение шахматных фигур, краткую и полную шахматную нотацию.

Практика: Записывать шахматную партию, и начальное положение.

III. Техника матования, ничья в партии.

Теория: Управлять   двумя   ладьями   против   короля, ферзем   и   одной ладьей против короля, королем и ферзем против короля, королем и ладьей против короля.

Практика: Ставить   мат   в   два   хода   в   дебюте, уметь   использовать шахматные фигуры в миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры), защищаться от мата.

IV. Основы дебюта, шахматные комбинации.

Теория: Достигать мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации) пользоваться типами матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты, знать шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. Патовые комбинации.

Практика: Уметь     играть     в     двух-     и     трехходовые     партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Играть на мат с первых ходов.   Защищаться   от   мата.   Играть   против «повторюшки-хрюшки».   Знать принципы игры в дебюте. Быстро развивать фигуры. Иметь понятие о темпе. Наказание «пешкоедов». Бороться   за   центр.   Знать   безопасное   положение короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте.

V. Тактические приемы.

Теория: Играть   и   применять   различные   тактические   приёмы: Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Борьба за центр. Наказание «пешкоедов». Гамбиты. Пользоваться     общими рекомендациями о том, как играть в середине шахматной партии, развивать тактические приемы.     Связка     в     миттельшпиле.     Играть     двойным ударом. Использовать   открытое   нападение, открытый   шах, двойной шах, матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального   перевеса   на   темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, «рентгена», перекрытия, комбинации     для     достижения     ничьей.     Играть     ферзем против слона, коня, ладьи, ладьей против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи).

Практика: Ставить мат двумя слонами (простые случаи), мат слоном и конем (простые   случаи). Играть   пешкой   против   короля. Уметь   проходить пешкой     в ферзи     без     помощи     своего     короля.     Знать     правило «квадрата». Использовать     пешку     на     седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Знать ключевые     поля. Ставить соперника   в   ничейное   положение (два   коня   против   короля, слон   и пешка   против   короля, конь   и   пешка   против   короля). Знать   самые   общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

VI. Блиц-турниры.

Практика: наигрывание дебютов, наигрывание теоретических позиций, анализ сыгранных партий. 

VII. Конкурс решения задач.

Практика: учащиеся самостоятельно решают шахматные задачи, предложенные педагогом.

VIII. Итоговое занятие.

Практика: повторение всего пройденного материала за год обучения.

Цели программы

Цель: формирование у учащихся целостного представления о шахматах и шахматной игре.

Результат программы

По результату освоения, обучающиеся данной дополнительной общеразвивающей программы должны:

знать:

- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

- правила хода и взятия каждой фигуры;

- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

- ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

уметь:

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил «шахматного кодекса»;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать;

- объявлять шах;

- ставить мат;

- решать элементарные задачи на мат в один ход;

- записывать шахматную партию;

- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

- проводить элементарные комбинации.

Материально-техническая база

Для реализации программы используется следующие дидактические материалы: наглядное пособие по шахматам, задачи к темам программы, компьютерная игра.

Материально - техническое обеспечение: кабинет, столы, стулья, шахматы, шахматные часы, компьютеры.