Учимся изобретать

Одним из способов формирования личности ребенка является ТРИЗ-педагогика. В ее основе лежит теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). ТРИЗ-технологии ставят задачу формирования и развития интеллектуальных творческих способностей у детей - диалектическое мышление, творческое воображение, познавательную активность, что является необходимыми качествами для современных школьников.

Программа направлена на развитие у обучающихся творческого мышления, которое позволяет расширить кругозор обучающихся, развивает творческие способности, формирует ключевые компетенции школьников. В ходе обучение дети разрабатывают изобретательские проекты и принимают участие в различных научно-практических конференциях, конкурсах по проектной и изобретательской деятельности.

Педагоги

Литвинцева Нина Васильевна

Педагог дополнительного образования

Высшая квалификационная категория

Содержание программы

Содержание программы

Тема 1 - Введение в понятия творчества и изобретательства

Теория: Изобретения и изобретатели. Как стать изобретателем Понятия «система» и «функция». Определение свойств объектов. Составление загадок. Системный оператор. Прошлое настоящее и будущее системы. Телефон.
15 октября – день ТРИЗ. Командная игра «Стань изобретателем!».

Практика: решение изобретательских задач.

Контроль: командная игра «Стань изобретателем!».

Тема 2 - Изобретения в окружающем нас мире

Теория: Вода и изобретения. Изобретения и веревка, шнур. Изобретения и неньютоновские жидкости, псевдожидкости. Изобретения и воздух. Изобретения и геометрия. Труба. Изобретения и зеркало. Изобретения и воздухоплавание. Изобретения и фазовые переходы. Метод фокальных объектов. Новогодние изобретения. Изобретения, снег и лед.

Практика: Решение изобретательских и открытых задач методами ТРИЗ. Конструирование технических систем из подручных материалов.

Контроль: мини-конференция «Представление изобретательской идеи»

Тема 3 - Изобретения в науке и технике

Теория: Изобретения, мосты и башни. Изобретения, маятник и маховик.

Шкала «Фантазия». Как разработать изобретательский проект. Методы активизации перебора вариантов. От идеи до макета изобретения. Российская наука и изобретения. Учимся оформлять и представлять изобретательские проекты. Изобретения в живой природе. Изобретения под водой. Удивительные изобретения. Одежда и обувь. Изобретения и экология. Математика и изобретения. Изобретения и механика. Изобретения и космос. Химики изобретают. Изобретения и шар, сфера, круг. Изобретения, свет и цвет. Изобретения и фантастика. Посвящение в изобретатели.

Практика: Решение изобретательских и открытых задач методами ТРИЗ. Конструирование технических систем из подручных материалов.

Контроль: Чемпионат по решению открытых задач».

 

Цели программы

формирование основ изобретательского мышления, исследовательского проектирования через освоение основных приемов фантазирования с помощью ТРИЗ-технологий.

Результат программы

Предметные результаты
По завершении программы обучающиеся будут
Знать:
·        основные приемы фантазирования

·        основные понятия ТРИЗ

·        основные приемы решения проблемных задач методами РТВ.

Уметь:
·        использовать приемы фантазирования при решении открытых творческих задач;
·        придумывать новые идеи для усовершенствования окружающих их технических систем;
·        представлять свою изобретательскую идею на конференции.
            Метапредметные результаты:
·        развитие навыков изобретательского мышления (умеет анализировать данный объект с точки зрения системы, умеет находить достоинства и недостатки окружающих объектов).

·        развитие навыков решения нестандартных ситуаций (умеет предлагать нестандартные решения проблемных ситуаций, варианты усовершенствования объектов).
Основными показателями результативности программы является активное участие обучающихся в конкурсах проектов в г. Красноярске: городская открытая конференция «Космотех XXI век», городской конференции изобретательских проектов школьников 1-4 классов «От фантазии к изобретению», городской открытой конференции инновационных проектов и исследований «Взгляд в будущее».

Личностные результаты: формирование уважительного отношения к иному мнению.

Материально-техническая база

Программа «Учимся изобретать» реализуется с использованием ТРИЗ- технологий, которые направлены на личностное развитие обучающегося за счет творческой и продуктивной деятельности в образовательном процессе.

Использование ТРИЗ- технологии в процессе обучения позволяет решить проблему интеграции наук на основе системного подхода. Методы ТРИЗ обеспечивают успешное знакомство обучающихся с естественными, точными и инженерными науками, что подкрепляется выбором необходимых методических и дидактических материалов учебно-методического сопровождения программы.

Основой для эффективного достижения запланированных результатов служит методическое обеспечение программы, которое соответствует возрастным особенностям обучающихся, содержанию программы и определяет направление образовательной деятельности обучающегося.

Методическое обеспечение направлено на повышение качества обучения по программе и представляет собой пакет методических и дидактических материалов, используемых в процессе обучения (см. Перечень учебно-методических материалов и материально-технических средств ОМК). Методическое обеспечение программы структурировано и соответствует Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).

Перечень учебно-методических материалов и материально-технических средств, представленный в ОМК к программе, содержит рекомендации по проведению творческих и практических работ.