«Краеведение»

Программа обладает ярко выраженной технологичностью. Прослеживается взаимосвязь между содержанием, знаниями, умениями, навыками и видами деятельности. Реализуется идея гармоничного развития личности, её творческих сил и способностей, воспитание потребности в самообразовании. Благодаря дополнительной образовательной программе по туристическому краеведению знания не только усваиваются, но и активно используются подростками для формирования образа жизни, стиля поведения, убеждений, отношения к окружающему миру, людям, себе. Воспитываются чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, нравственные качества личности, трудолюбие, ответственность, целеустремлённость, упорство, дисциплинированность, чувство коллективизма, эмоционально-эстетическое восприятие природы, общая культура учащихся, формируются коммуникабельные навыки общения с людьми, вырабатываются руководящие организаторские способности. Туристическо-краеведческая деятельность учит главному – синтезу накопленных знаний для принятия ответственных и взвешенных решений, порой в экстремальных ситуациях.

Педагоги

Панов Андрей Викторович - педагог дополнительного  образования.

Содержание программы

1. История развития туризма-3 часа.
Туризм – средство познания своего края.
Туризм – средство познания физического и духовного развития, оздоровления.
Туризм – средство воспитания самостоятельности, приобретения трудовых и прикладных навыков.

2. Туристское снаряжение-18 часов.
Личное снаряжение.
Групповое снаряжение.
Снаряжение для зимних походов.
Самодельное снаряжение, не причиняющее вреда природе.
Укладка рюкзака.
Аптечка.
Снаряжение для одно-трехдневного похода.
Ремонтный набор, аптечка.
Правила размещение предметов в рюкзаке.
Типы палаток, их назначение.
Уход за снаряжением.
Ремонтный набор.
Одежда и обувь для летних и зимних походов.
Походная посуда.
Подготовка личного снаряжения к походу.
Хозяйственный набор: костровое оборудование, рукавицы, ножи, половник.
Уход за снаряжением, его ремонт.
Перечень личного снаряжения.

3. Организация туристического быта. Привалы и ночлеги-12 часов.
Основные требования к месту привала и бивака.
Предохранение палаток от намокания и проникновения насекомых.
Типы костров.
Игры в пути и на привале.
Правила поведения в палатке.
Правила разведения костра.
Меры безопасности при обращении с огнем.
Туристская песня.
Выбор места для привала и ночлега.
Свёртывание лагеря.
Заготовка дров.
Правила работы с топором и пилой.

4. Питание в походе-12 часов.
Приготовление пищи на костре.
Питьевой режим на маршруте.
Составление меню.
Составление списка продуктов для 1 дневного похода.
Значение правильного питания в походе.
Хранение продуктов.
Открывание консервов.
Правильное питание.
Приготовление пищи на костре.
Питьевой режим на маршруте.
Составление меню.
Составление списка продуктов для 1 дневного похода.

5. Подготовка и организация путешествия-12 часов.
Подбор группы.
Определение цели и района похода.
Разработка маршрута.
Составление плана-графика движения.
Права и обязанности участников похода.
Должности в группе.
Должности в группе, постоянные и временные.
Подбор литературы и картографического материала.
Маршрутная книжка.
Подбор группы.
Определение цели и района похода.
Разработка маршрута.

6. Физическая подготовка туриста-6 часов.
Краткие сведения о строении и функциях организма.
Влияние физических упражнений на организм.
Значение физической подготовки для туриста.
Подвижные игры на воздухе, в спортивном зале.
Физическая и морально-волевая подготовка.
Закаливание. Утренняя зарядка.

7. Географическое положение, природные условия и ресурсы края- 9 часов.
Рельеф и полезные ископаемые края.
Климат, озера, реки, болота края.
Растительный и животный мир края.
"Путешествия" по карте.
Посещение музеев.
Подготовка мини-докладов о природе родного края.
Рельеф и полезные ископаемые края.
Климат, озера, реки, болота края.
Подготовка мини-докладов о природе родного края.

8. История и культура края- 3 часа.
Краеведческие викторины, составление и решение кроссвордов.
Сведения о прошлом своего населенного пункта.
Памятники истории и культуры.

9. Туристические возможности края- 3 часа.
Музеи края.
Наиболее интересные места походов и экскурсий.
Экскурсия по своему населенному пункту.

10. Топографическая и спортивная карты – 9 часов.
Условные знаки топографических карт.
Изображение рельефа на топографической и спортивной картах.
Изучение форм рельефа на карте и на местности.
Спортивная карта, её значение, отличие от топографической карты.
Виды топографических карт.
Топографическая карта. Основные сведения.
Масштаб. Рамка, и рамочное оформление.
Упражнения на запоминание условных знаков.
Определение масштаба карты.

11. Ориентирование – 15 часов.
Компас, его устройство, правила обращения.
Приближенное определение сторон горизонта по особенностям местных предметов.
Действия при потере ориентировки.
Подготовка к однодневному походу.
Однодневный поход.
Азимут, определение азимута.
Факторы, влияющие на точность движения по азимуту.
Ориентирование по местным предметам.
Приемы обхода препятствий.
Определение азимута по карте.
Движение через промежуточные ориентиры.
Определение азимута на ориентир.
Азимут, определение азимута.
Ориентирование по местным предметам.
Однодневный поход.

Цели программы

Создание оптимальных условий для развития и самореализации обучающихся, формирования позитивных жизненных ценностей в процессе туристско-краеведческой деятельности.

Результат программы

 

- Овладение техникой и тактикой туризма;

- Приобретение навыков ориентирования на местности;

- Приобретение навыков оказания первой доврачебной помощи;

- Приобретение навыков самообслуживания и организации туристского быта.

Особые условия проведения

Допуск к занятиям при наличии медицинской справки (отсутствие противопоказаний).

Материально-техническая база

Учебный кабинет, спортивный зал; компьютер или ноутбук, мультимедийное оборудование; туристское снаряжение.