"Песня собирает друзей"

        Программа «Песня собирает друзей», направлена на подготовку  ансамблевых  вокальных номеров воспитанников летнего лагеря, позволяет им проявить свои певческие возможности, реализовать  творческий потенциал, развить и укрепить голос, раскрыть свои музыкальные способности. 

Новизна программы состоит в том,что в период обучения каждый  отрядный коллектив, сформированный в летнем оздоровительном лагере, осваивает песню на тему детства, дружбы, и т.п и исполняет ее на итоговом конкурсном мероприятии.

Актуальность определяется комплексным подходом к творческому развитию детей в период оздоровительного летнего сезона.

   Учёные также доказали, пение - это психофизиологический процесс, связанный с различным эмоциональным состоянием ребенка и значительными изменениями жизненно важных актов организма, таких, как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и пр. Правильное пение сопровождается у детей ощущениями психофизиологического комфорта, что способствует формированию положительного отношения к самому процессу. Ансамблевое пение способствует воспитанию коллективизма, развивает навыки сотворчества, повышает способность к коммуникации. Обучающиеся  получают большое удовольствие от занятий, общения с педагогом и сверстниками, участия в итоговом концерте.

 Отличительные особенности программы

В основе данной краткосрочной программы лежит алгоритм разучивания песенного репертуара отрядным коллективом во время проведения детского оздоровительного лагеря в ОУ. Отличительной особенностью также является отсутствие отбора по признаку наличия музыкальных способностей у детей   на первоначальном этапе формирования ансамбля. Все дети осваивают в полной мере каждый этап, выполняя требования педагога. Именно это и позволяет выучить песню и исполнить её на итоговом конкурсном мероприятии.

Обучающиеся, наиболее ярко проявившие вокальные способности и трудолюбие, по их желанию, могут быть приняты в программу «Соловушки» МБОУ ДО Идринского Дома детского творчества, которая позволит  далее развить  их певческие способности.

Педагоги

Педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Черданцев Андрей Кузьмич.

Содержание программы

Раздел 1. Теоретические сведения –1 час.

Тема №1 «Что нужно знать об ансамблевом пении» - 1 час.

Теория – 0,5 часа.

Знакомство с предметом «Ансамбль». Какие бывают ансамбли (детские, мужские, женские, смешанные).  Правила поведения в ансамбле. Алгоритм занятия. Строение голосового аппарата. Образование певческого звука. Постановка корпуса. Режим и гигиена голоса. Правильное питание вокалиста.

 Практика - 0,5 часа. Подбор распевок и упражнений. Подбор репертуара.

Упражнения на постановку корпуса. Составление режима. Составление комплекса упражнений по сохранению и укреплению голоса.  Разбор песни.

 Практика – 0,5 часа.

Раздел 2. Вокальная работа в ансамбле – 1час.

Тема № 1 «Вокальные упражнения» - 1 час.

Теория – 0,5 часа.

Понятие «Певческая позиция». Понятие «Атака звука». Понятие «Динамика». Понятие «Фраза». Понятие «Распевка».

Практика – 0,5 часа.

Работа над плавным звуковедением. Мягкая атака звука. Твёрдая атака звука. Динамика f, p, mf, mp. Работа над музыкальной фразой. Выравнивание гласных. Распевки для унисона. Упражнения для унисона.

Раздел 3. Дыхательная гимнастика, артикуляция, дикция – 1 часа.

Тема №1 «Певческое дыхание, артикуляция, дикция» - 1 час.

Теория – 0,5часа.

Певческое дыхание. Типы дыхания. Понятие «Дикция». Понятие «Артикуляция».

Практика – 0,5 часа.

Комплекс дыхательных упражнений. Артикуляционная гимнастика:

язык, губы, челюсть, лицо. Скороговорки. Чисто говорки.

Раздел 4. Изучение песенного материала –2 часа.

Тема №1 «Работа над репертуаром» - 2 часа.

Практика – 2 часа.

Работа над литературным текстом. Работа над музыкальным текстом. Работа над образом. Работа над характером. Разбор фонограмм.

Раздел 5. Постановочно – репетиционная работа – 1 час.

Тема № 1 «Музыкальные номера» - 1 час.

Практика – 1 час.

Построение ансамбля по голосам. Создание сценического образа: движение, костюмы.

Раздел 6. Участие в итоговом мероприятии – 2 часа.

Практика – 2 часа.

Участие в мероприятии по плану оздоровительного лагеря.

Цели программы

Развитие общей музыкальной песенной культуры на основе совместного ансамблевого музицирования

Результат программы

В результате обучения по программе  воспитанник может приобрести:

Личностные результаты:

- соблюдение гигиены голоса;

- сформированность у детей личной культуры через приобщение их к лучшим песенным образцам родного края;

- проявление своих вокальных возможностей в выступлениях на итоговом мероприятии;

- приобретение навыков сценической культуры.

Предметные результаты:

- понимание строения артикуляционного аппарата, особенностей и возможностей певческого голоса;

- демонстрация понимания по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;  понимания элементарных дирижерских жестов и умения правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

- сформированность навыка  делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; пения коротких фраз на одном дыхании;

- сформированность навыка в подвижных песнях делать быстрый вдох. Метапредметные результаты:

- проявление творческой активности, навыков вокального исполнительства;

- проявление умений проявлять себя в коллективных играх, творческих заданиях, мероприятиях.

- проявление навыка умения организовать свою деятельность.

Особые условия проведения

Особенности организации образовательного процесса.

Программа реализуется  на базе МБОУ  ДО  Идринский  Дом детского творчества. Если обучающиеся не имеют возможности приезжать на обучение, то педагог может выезжать в школу, где учатся дети, заниматься в специально организованном помещении школы во время проведения оздоровительного лагеря.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

·        Наличие помещения (актовый зал) для проведения занятий;

·        ноутбук с выходом в интернет; 

·        микрофоны, фонограммы;

·        CD - и аудиозаписи произведений русских и зарубежных композиторов, вокальных произведений;

·        наличие оборудования для занятий: аудио и видеоаппаратура, звуковоспроизводящая аппаратура;

·        музыкальное сопровождение (наличие аудиозаписей, кассеты, диски);

·        наличие сценических костюмов для концертных номеров;

·        методические разработки, литература по вокальному искусству;

·        наглядные пособия: портреты композиторов, пособие «Речевой аппарат человека», артикуляционные карточки, и др.;

·        стол для педагога;

·        столы для учеников;

·        стулья для педагога и учеников;

·        шкаф для методической литературы;

·        зеркало