«Калейдоскоп»

Программа знакомит обучающихся с русским декоративно-прикладным искусством. Осваивают навыки по изготовлению сувениров, своими руками созданию красивых вещей. Овладеют техникой чеканки, выжигания по дереву, изготовлением поделок из природного материала (листьев, кореньев, спилов, шишек), составления композиций для оформления праздничного стола; подвесок и сувениров из солёного теста; различными приёмами оформления пасхальных яиц. Такое многообразие видов деятельности позволяет максимально раскрыть творческие способности воспитанников, создать для каждого ситуацию успеха.

Занятия  расширяют кругозор, способствуют формированию нравственных представлений, воспитывают художественный вкус ребенка, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами. Художественный труд развивает  умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук.

Педагоги

Дьяченко Елена Викторовна-педагог дополнительного образования , первой категории.

Содержание программы

Тема №1.  «Эко-дизайн. Работа с природным материалом».Познавательная беседа.  Знакомство с материалами и их возможностями. Простейшие приемы и способы работы. Беседа – бережное отношение к природе.  Рассказ о растениях, ознакомление со способами хранения семян для последующей работы с ними.  Подготовка природного материала к работе и применение в изготовлении поделок. Дары природы. Воспитание бережного отношения. Вторая жизнь растений.Флористика. Освоение способов работы, приемов. Составление сюжета.

Тема №2. «Основы ИЗО».

            Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета.

          Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Возможности цвета в создании настроения. Пять красок – все богатство цвета и тона.

                   Линия как средство выражения: ритм линий. Ритм – повторение элементов одного объекта.

                   Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Рисование домов необычной формы и убранство комнат.       

        Эстетическое восприятие природы.    

                    Изображение зверей, увиденных в зоопарке, или знакомых домашних животных. Изображение сказочных, несуществующих птиц и животных.

          Изображение природы в разных состояниях. Соответствие настроения человека настроению природы и наоборот. Выражение своего отношения к природе в творчестве.

          Выражение намерений человека через украшение. Украшение характеризует своего хозяина, раскрывает его представления о красоте и даже может выразить  его характер и намерения.

        Тема №3. «Лепка».

Приемы и способы  работы.  Приемы работы: вытягивание, выполнение жгутов, надрезание. Беседа о русских народных сказках. Добрый и злой персонаж. Добрые и злые сказочные персонажи. Беседа. Просмотр иллюстраций.  Беседа об экологии. Выбор сюжета. Знакомство с композицией.

 Способы лепки из соленого теста.  Лепка из глины Правила построения композиции. Сюжет. Зарисовка. Лепка отдельных персонажей и предметов композиции, составление композиции на плоскости.

Тема №4. «Роспись».

Беседа о народной игрушке.  Работа на примере народных традиций. Виды росписи, применение.

Узоры в народных игрушках. Роспись народной игрушки .

Тема №5. Чеканка

История возникновения чеканки и гравюры.  Выполнение композиций с использованием техники чеканка.  Для реализации программы «Чеканка» необходимо материально-техническое обеспечение: Чеканка: Ø Фольга алюминиевая Ø Ручка с не пишущим стержнем Гравюра: Ø Бумага плотная для черчения А4 Ø Восковые мелки Ø Гуашь чёрная Ø Ручка с не пишущим стержнем

Разнообразные  приемы работы с фольгой;

Тема № 6. Выжигание.

1.    Основные приемы работы с древесиной.

 История выжигания (пирография).  Технология декоративной отделки древесины и фанеры.

Практический компонент.

2. Виды изображений (контурное, светотеневое, силуэтное). Теоретический компонент.

3. Основные приемы выжигания.

Плоское выжигание. Глубокое выжигание. Выжигание по внешнему контуру. Выжигание элементов рисунка. Рамочное выжигание. Оформление рамки.

4.    Виды штриховки при выжигании.

Отработка приемов выжигания.

5.    Создание орнаментов. Различные виды орнамента. Способы нанесения орнамента. Выбор орнаментов. Отработка способов нанесения орнамента. Выполнение орнамента в оформлении работ. Выжигание орнамента по образцу и составление орнамента в полосе. Применение орнамента в оформлении рамок.

6.    Составление композиций для выжигания в разных художественных жанрах.

Подготовка основы для выжигания. Наложение копировальной бумаги на основу для выжигания.  Приёмы перевода рисунка «Ежик». Выжигание по линиям рисунка. Выжигание рисунка точечным способом с использованием фоновых штриховок  «Домик». Выжигание на тему «Животные». Выбор рисунка. Выжигание рисунка «фоновым способом». Выжигание на тему «Новый год». Выжигание рисунка одним из изученных способов. Композиция «Зимний пейзаж». Составление своего рисунка. Выжигание рисунка. Композиция «Замок снежной королевы». Выжигание рисунка. Изготовление предметов на произвольную тему (индивидуальные творческие работы). Композиция «23 февраля». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). Выжигание на тему «Подарок маме». Выжигание рисунка одним из изученных способов. Композиция «Весна». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). Композиция «Космический полет». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). Композиция «День Победы». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). Композиция «Любимый мультфильм». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). Композиция «Бабочки и цветы». Составление своего рисунка. Выжигание рисунка.

7.     Разработка узора на деревянной основе разной формы (круг, квадрат, ромб и др.).

Цели программы

Создание условий для развития творческих способностей и самореализации обучающихся посредством включения их в различные виды прикладного творчества.

Результат программы

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты:

Дети должны знать и уметь:

·       знать разные материалы и техники декоративно-прикладного творчества;

·        владеть необходимыми терминами;

·        научиться осуществлять поиск необходимой для занятий информации в различных источниках;

·       владеть техническими средствами декоративного искусства;      

·          применять их на практике (сочетать материалы не только по их внешним качества, но и по техническим свойствам, знать технологию обработки материалов, приемы декоративной работы с ними);

·       выполнять поделки из бумаги, бисера,  природного и бросового материала; - пользоваться ножницами, клеем,  другими материалами;

·       создавать свои, неповторимые художественно-творческие композиции и изделия;

·        выполнять поделки по образцу и словесной инструкции;

·          проводить анализ, сравнение, классификацию по заданным критериям;

·        высказывать простые суждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

·        уметь обобщать на основе существенных признаков;

·        научиться работать в парах, в группах, адекватно реагировать на существование другой точки зрения у партнёра;

·        формулировать собственное мнение во время коллективной работы, задавать нужные вопросы;

·        принимать и удерживать учебную задачу;

·        планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

·        адекватно оценивать правильность выполнения задания;

·        научиться находить ошибки в своих и чужих работах, уметь их исправить;

·        развить свои творческие способности;

·        иметь положительную мотивацию к учебной деятельности.

Материально-техническая база

Необходимое оборудование для реализации программы в наличии