Юный Химик

Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире приводит к необходимости раннего научного знакомства с окружающим миром и его закономерностями, формирования целостной картины мира.

Данная программа носит междисциплинарный и практико-ориентированный характер, позволяет освоить базовые навыки научного исследования в естественнонаучной области. Раннее знакомство с некоторыми профессиональными особенностями науки помогут подростку понять свои предпочтения и интересы, будут способствовать выявлению его индивидуальных способностей и развитию интеллектуальной одаренности посредством расширения логических умений и навыков, таких как: анализ, сравнение, умение делать выводы и обобщения, представление полученных результатов и презентация своей научно-исследовательской работы.

Практическая направленность содержания программы обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Педагоги

Ганусова Мария Константиновна педагог дополнительного образования - практик

образование высшее.

Содержание программы

1.Первоначальные химические понятия (6 ч.) 

Теория. Химия - наука о веществах. Знакомство с лабораторным оборудованием, химической посудой. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Правила поведения в лаборатории. Научные исследования и наша жизнь.

Практика. Техника безопасности в лаборатории.

Входной контроль: Опрос/пробный проект с групповым обсуждением (Приложение 1).

 

2.Химия вокруг нас (30 ч.)

Теория. Агрегатные состояния веществ. Три агрегатных состояния на примере воды. Жидкие вещества. Физические явления. Изучение атмосферного давления. Кипение воды. Газообразные вещества. Свойства газов. Вода и ее свойства. Растворы насыщенные и ненасыщенные. Круговорот воды в природе. Поверхностное натяжение воды. Что такое кристаллы, история. Области применения кристаллических веществ, виды кристаллов.

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.  Как выбрать друга по общему интересу? Какими могут быть проекты?  Формулирование цели, задач исследования, проблемных вопросов.  Планирование работы.

Практика. Кейсовая игра «Вода и жизнь людей». Распределение на группы по интересам.  Викторины «Круговорот воды в природе», «Человек и атмосфера». Выращивание кристаллов, снежинок из соли. Выбираем проект: формулирование задач, проблемных вопросов и планирование работы. Техника безопасности при работе с веществами.

Промежуточный контроль: Групповая презентация плаката (или серии иллюстраций) с темой проекта (одной на выбор), сформулированной целью/проблемой, этапами работы (Приложение 2).  

 

3.Вещества на кухне и в быту (33 ч.)

Теория. История открытия йода. Его свойства – цвет, запах; применение. Взаимодействие с крахмалом. Белки, углеводы, жиры: значение для организма. Витамины: А,В,С,Д, их значение. Превращение крахмала хлеба в глюкозу при пережёвывании. Изучение содержания витаминов в продуктах питания (изучение упаковок). Обнаружение витамина С. Стиральные порошки и другие моющие средства. Бытовая химия. Парфюмерия. Домашняя химия. Лакокрасочные материалы. Лекарственные средства.

Знакомство с методами и предметами исследования. Источники информации. Работа с энциклопедиями и словарями. Исследование объектов.

Практика. Викторина «Йод». Обнаружение крахмала в продуктах питания. Изучение работы ферментов. Работа наших ферментов. Обнаружение витамина С. Техника безопасности при работе с бытовой химией, средствами личной гигиены и парфюмерии, лекарственными веществами.

Текущий контроль: Групповое информационное сообщение в формате плаката (или презентации) на выбранную тему

4. История химии (9 ч.)

Теория. История химии. Алхимия. Химия или златоделие. Предмет изучения науки. Вещества, открытие которых совершило переворот в химии. Основные события в истории химии. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Практика. Химический квест. Викторина про великих ученых.

 

5.Маленькая и большая химия (15 ч).

Теория. Делимость вещества. Молекулы, атомы. Представление о размерах частиц вещества. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Земная кора. Минералы. Горные породы. Неорганические и органические осадочные породы. Ознакомление с коллекциями минералов и горных пород. Ознакомление с полудрагоценными и поделочными камнями, создание презентаций Основные логические операции. Суждения, умозаключения, выводы.

Практика. Викторина «Полезные ископаемые». Моделирование молекул из подручных материалов.

 

6.Умные игрушки (15 ч). 

Теория. Что такое умные игрушки – методы изготовления, назначение игрушек.

Практика. Проведение показательных опытов по созданию умных игрушек. Самостоятельное изготовление «лизуна», «веревочного телефона». Оформление работы.

Изготовление «Умных игрушек».

Итоговый контроль: Тестирование на знание техники безопасности. Индивидуальная презентация проекта на выбранную тему.

 

Цели программы

формирование у учащихся глубокого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков обращения с химическими веществами в лаборатории и в быту.

Результат программы

По окончании реализации дополнительной программы «Юный химик» обучающиеся смогут овладеть следующими общеобразовательными, общеразвивающими компетенциями:

Предметные:

      1 Знание и владение основами техники безопасности при работе с химическими веществами в лаборатории и использовании в быту.

2        Знание алгоритма проведения проектной работы.

Метапредметные:

3        Способность осуществлять поиск информации из разных источников, применять анализ информации и рефлексию.

Личностные:

4        Владение коммуникативными навыками.

Для детей с ОВЗ и инвалидов результаты обучения могут носить вариативный

характер как по количеству компетенций, уровням, так и содержанию или подбираться индивидуально в соответствии с психолого-педагогическими рекомендациями и фиксироваться в индивидуальном плане обучающегося.

 

Особые условия проведения

ДООП «Юный химик» основана на ключевых идеях и подходах Программы развития и образовательной программы МБОУ ДО ДДЮ «Школы самоопределения». Личностно-ориентированный подход: ориентация на создание условий для развития личности обучающегося, его интеллектуального и творческого потенциала. Индивидуальный подход: признание уникальности и неповторимости каждого ребенка, его формирование, развитие в соответствии с природными способностями и возрастными особенностями в атмосфере инклюзивного взаимопонимания и взаимоуважения. Компетентностный подход: формирование целостного комплекса компетенций ребенка в выбранном направлении (предметные, метапредметные, личностные), которые становятся основным непосредственным результатом образовательной деятельности.  Разноуровневый подход: включает дифференцированные возможности достижения образовательных результатов (наличие стартового/базового/продвинутого уровней в одной программе), в зависимости от индивидуальных целей, мотивации, особенностей ребенка, что позволяет заниматься по данной программе разным детям, в т.ч. с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), осваивая ее в соответствии со своими потребностями и возможностями.

Материально-техническая база

1 Учебно-лабораторное оборудование:

Набор моделей кристаллических решёток: алмаза, графита, поваренной соли, меди, железа, модели органических соединений. Набор для моделирования типов химических реакций (модели-аппликации). Коллекции: «Металлы и сплавы», «Минералы и горные породы», «Алюминий», «Волокна», «Каменный уголь и продукты его переработки», «Каучук», «Нефть и важнейшие продукты ее переработки», «Пластмассы», «Стекло и изделия из стекла», «Топливо», «Шкала твердости».

2 Учебно-практическое оборудование:

Набор посуды и принадлежностей для экспериментов, нагревательные приборы. Наборы химических реактивов для проведения лабораторных и демонстрационных опытов, практических и исследовательских работ.

3 Аптечка первой неотложной помощи.

Учебно-методическое обеспечение:

1 Печатные пособия:

Справочно-информационная таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева». Таблица «Растворимость солей, кислот и оснований в воде». Набор раздаточных комплектов таблиц по химии. Справочно-инструктивные таблицы. Руководства для лабораторных опытов и практических занятий по химии.