«Мыслю. Говорю. Творю»

Исследования последних лет показывают ухудшение статистики уровня развития речи дошкольников и школьников. Продолжает увеличиваться количество детей, которым требуется коррекция логопедического характера. Отклонения в речевом развитии носят различный характер, что может сказываться на общем развитии ребенка, его коммуникативных способностях и социальной адаптации в обществе. Отставание в учебе детей с речевыми отклонениями неизбежно, обучающий процесс будет протекать тяжело, если своевременно не оказывать логопедическую помощь детям. Достаточно часто по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу дошкольного учреждения и начальной школы.

При правильно организованном процессе коррекционной работы учитель-логопед помогает детям дошкольного и раннего школьного возраста справиться с имеющимися у них нарушениями речи и, наравне с другими обучающимися, овладеть речевыми знаниями и нормами.

ДООП «Мыслю. Говорю. Творю» основана на ключевых идеях и подходах Программы развития и образовательной программы МБОУ ДО ДДЮ «Школы самоопределения». Личностно-ориентированный подход: ориентация на создание условий для развития личности обучающегося, его интеллектуального и творческого потенциала. Индивидуальный подход: признание уникальности и неповторимости каждого ребенка, его формирование, развитие в соответствии с природными способностями и возрастными особенностями в атмосфере инклюзивного взаимопонимания и взаимоуважения. Компетентностный подход: формирование целостного комплекса компетенций ребенка в выбранном направлении (предметные, метапредметные, личностные), которые становятся основным непосредственным результатом образовательной деятельности.  Разноуровневый подход: включает дифференцированные возможности достижения образовательных результатов (наличие стартового/базового/продвинутого уровней в одной программе), в зависимости от индивидуальных целей, мотивации, особенностей ребенка, что позволяет заниматься по данной программе разным детям, в т.ч. с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), осваивая ее в соответствии со своими потребностями и возможностями.

Педагоги

Поворова Ульяна Дмитриевна Педагог дополнительного образования 

образование - высшее педагогическое "Коррекционная психология" 

Содержание программы

 

Тема 1: Вводное занятие. «Я умею говорить» (4 час.)

Практика:  Задания в форме игры на выявление до программной сформированности основных навыков: правильное произношение звуков, понимание речи, фонематический слух и т.д.

Входной контроль: Индивидуальная диагностика (Приложение 1).

 

Тема 2: Веселые упражнения с картинками (8 час.)

Теория: Изучаем упражнения для артикуляционной гимнастики по картинкам с животными, правильность выполнения. Дифференциация звуков.

Практика: Практикуем артикуляционную гимнастику перед зеркалом.

 

Тема 3: Веселые упражнения на дыхание (8 час.)

Теория: Изучаем упражнения дыхательной гимнастики, как правильно выполнять. Дифференциация звуков.

Практика: Практикуем дыхательную гимнастику.

 

Тема 4: Слушаем и делаем (28 час.)

Теория: Слушаем инструкцию. Учимся концентрировать внимание, развиваем слуховую память, развиваем понимание обращённой речи. Дифференциация звуков.

Практика: Выполняем задания по инструкции, подключаем память и мышление, чтобы выполнить задание правильно.

 

Тема 5: Что я слышу? (12 час.)

Теория: Объяснение разницы между звуками. Дифференциация звуков. Фонематический слух - что это.

Практика: Дифференцируем звуки. Развиваем фонематический слух.

 

Тема 6: Говорим и двигаемся (8 час.)

Теория: Разбираем стихотворение и рассказы с движениями. Автоматизация звуков.

Практика: Заучиваем стихотворения и рассказы с движениями. Развиваем общую моторику.

Промежуточный контроль: Индивидуальная диагностика (Приложение 2).

 

Тема 7: Творим пальчиками (16 час.)

Теория: Разбираем упражнения на развития мелкой моторики. Автоматизация звуков.

Практика: Развиваем мелкую моторику в упражнениях и поделках.

 

Тема 8: Что я вижу, запоминаю и думаю? (20 час.)

Теория: Разбор упражнений на развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, логического мышления. Пояснение заданий. Автоматизация звуков.

Практика: Упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, логического мышления.

 

Тема 9: Как я вижу окружающий мир? (8 час.)

Теория: Разбираем пространственное и временное представление. Звуковой анализ.

Практика: Упражнения на понимание пространственного и временного представления.

 

Тема 10: Чему научились? (4 час.)

Практика: Игра-тест на проверку изученного материала.

Текущий контроль: Индивидуальная диагностика (Приложение 3).

 

Тема 11: Как связывать слова? Я умею рассказывать (20 час.)

Теория: Объяснение, как составлять рассказ о собственном опыте, как лучше связывать слова в предложении, чтобы они были полными. Звуковой анализ.

Практика: Составляем рассказы на базе собственного опыта, учимся связыванию слов в предложении для полноты и красочности рассказа.

 

Тема 12: Выступление в мини-группах. Придумаю и расскажу (4 час.)

Теория: Разбираем темы выступления и разбиваемся на мини группы.

Практика: Подготовка выступления, составление рассказа и само выступление.

 

Тема 13: Итоговое занятие. Мастер-класс: я умею красиво говорить (4 час.)

Практика: Мастер-класс: я умею красиво говорить.

Итоговый контроль: Мониторинг сформированности компетенций (Приложение 4).

 

Цели программы

Целью настоящей программы является полноценное развитие речевых компонентов, постановка звуков детям дошкольного и младшего школьного возраста.

На пути достижения указанной цели реализуются следующие обучающие, развивающие, воспитательные задачи:

1.                  Формировать правильное произношение всех звуков для грамотной, ясной, выразительной речи.

2.                  Развивать восприятие речи детьми, умение видеть и учиться анализировать окружающие явления и предметы.

3.                  Формировать навыки осмысленного образования слов и предложений.

4.                  Расширять и активизировать словарный запас ребенка.

5.                  Обучать формулировать самостоятельные высказывания, связные рассказы о событиях жизни, способствовать, в полном смысле, развитию речи.

6.                  Развивать общую моторику тела и мелкую моторику рук для улучшения мыслительной деятельности.

7.                  Формировать навыки устойчивого внимания и выполнения поставленной задачи по образцу.

Результат программы

1.11: В результате освоения дополнительной программы «Мыслю.

Говорю. Творю» обучающиеся смогут овладеть следующими общеобразовательными, общеразвивающими компетенциями:

Предметные компетенции:

- владение     грамотным звукоизвлечением и звукопроизношением;

 - готовность к формированию и развитию словообразовательной функции речи и словоизменению.

Развивающие компетенции:

- владение мелкой моторикой рук (умение пользоваться карандашом и ручкой), сформированность физической готовности к самостоятельной деятельности.

Личностные компетенции:

- способность к формированию устойчивого внимания и умения выполнять действия по инструкции педагога.

Для детей с ОВЗ результаты обучения могут носить вариативный характер как по количеству компетенций, уровням, так и содержанию или подбираться индивидуально в соответствии с психолого-педагогическими рекомендациями и фиксироваться в индивидуальном плане обучающегося.

Особые условия проведения

Занятия протекают в игровой форме, где через специальные упражнения и игры обучающиеся овладевают навыками связной и монологически правильно поставленной речи, овладевают грамотным произнесением звуков русского языка, развивают навыки понимания обращенной речи, увеличивают активный и пассивный словарь, знакомятся с социальными нормами и правилами. На занятиях у участников есть возможность получить конкретные навыки по развитию собственной речи, раскрываются особенности произнесения звуков, развитие фонематического слуха.

Данная программа, прежде всего, учитывает возрастные особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста: разносторонние интересы, любознательность, увлеченность, призвана проявить инициативность, помочь адаптироваться в дошкольном и школьном обществе, проявить свою индивидуальность, сформировать новое отношение к себе, окружающему миру.

Формы и методы обучения, применяемые при реализации программы: игры с правилами, дидактические и творческие игры, беседы, досуговые мероприятия, праздники и развлечения, игровые и бытовые проблемные ситуации, иллюстраций, заучивание стихотворений, слушание и обсуждение произведений, обсуждение мультфильмов и телепередач, театрализация, отгадывание загадок, викторины, реализация проектов, индивидуальные и коллективные поручения.

Методы, оптимально раскрывающие творческие способности ребенка:

·      Объяснительно – иллюстративные (при объяснении нового материала);

·      Репродуктивные (способствуют формированию знаний, умений, навыков через систему упражнений);

·      Самостоятельной познавательной деятельности (при работе по заданному

образцу, по правилу или системе правил, требующих творческого подхода);

·      Словесные (при устном изложении, в котором раскрываются новые понятия,

термины);

·      Творческий метод.

Материально-техническая база

Материально -техническое обеспечение:

- Кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима, окно с открывающейся форточкой для проветривания.

- Оборудование: столы для теоретических и практических занятий, шкафы и стеллажи для хранения материалов, оборудования, литературы, а также стенды.

- Технические средства обучения: компьютер, сканер, принтер, экран, проектор.

- Инструменты и приспособления: ножницы, кисти, баночки под воду, линейки, линейки-угольники.

- Материалы: белая бумага, бумага цветная тонкая, бумага цветная плотная, цветной картон, карандаши цветные и простые, фломастеры, клей-карандаш, гуашь, акварель, клей ПВА.

Учебно-методическое:

1 Наглядные пособия, инструкционные карты, дидактические материалы.

2 - Для обследования звукопроизношения - методика Г. А. Волковой

"Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи".

- При коррекции недостатков звукопроизношения - методики Т. Б. Филичевой, В. И. Рождественской, А. И. Богомоловой, С. Н. Шаховской, Г. В. Чиркиной, Т. А. Ткаченко, М. Ф. Фомичевой. При формировании речевого дыхания используются методики Л. И. Беляковой и А. Н. Стрельниковой.  Методические рекомендации Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Н. С. Жуковой, Т. А. Ткаченко, Н. В. Нищевой.

- При обучении рассказу используется система В. П. Глухова и системная работа развития связной речи, разработанная Т. А. Ткаченко.

3 Информационные интернет - ресурсы:

https://www.maam.ru/obrazovanie/zanyatiya-po-razvitiyu-rechi.

http://www.logoped.ru/index.htm/

http://www.boltun-spb.ru/

http://logopedy.ru/portal/

http://www.logopedplus.ru/

http://festival.1september.ru/