"Поем под гитару"

Обучение детей по программе "Поем под гитару" ведется в двух главных и взаимосвязанных направлениях:

Первое – формирование, развитие и совершенствование техники игры на музыкальном инструменте как необходимого средства для достижения художественного результата;

Второе –  углубленная работа над исполнительским мастерством, участие в концертах, расширение репертуара и подготовка необходимых программ.

Данная программа направлена на развитие интересов самого учащегося, поэтому рассчитана на достаточную свободу в выборе репертуара.

Программа не предусматривает профессионального обучения, так как ориентирована на детей с различными музыкальными данными, на всех, кто желает научиться играть на шестиструнной гитаре и петь.

 

Педагоги

Сапуго Евгений Анатольевич-педагог дополнительного образования

Содержание программы

1. Вводное занятие.

Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения в кабинете.

Теория: Пение как вид музыкальной деятельности.         

2. Понятие о сольном и ансамблевом пении.

Теория: Общие понятия о солистах, вокальных ансамблях, дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении.

3. Диагностика. Прослушивание детских голосов.

Теория: Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.   

4. Вокально-певческая установка.

Теория+практика:                                                                                                

1.) Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твердая, мягкая, предыхательная). Упражнения со свукообразованием.

2.)  Певческое дыхание. Опоры звука в пении. Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании.  

3.) Дикция и артикуляция.  Артикуляция –понятие и упражнения по работе органов речи при генерации звуков речи. Четкая артикуляция звуков зависит от степени натренированности активных органов речи, прежде всего, языка и губ. Дикция – понятие и упражнения по  произношению гласных и согласных звуков в соответствии с фонетическими нормами языка, на котором вы говорите или поете в данный момент.
5. Учебно-тренировочные задания(совмещаем вокал и гитару).
Теория+практика:

1.) Развитие умения определять характер музыки.
2.)Определение по слуху направления мелодии.
3.) Определение сильной доли в песне.

4.) Понятие о музыкальных жанрах:
  -   знакомство с буквенным обозначением аккордов;
  -   ритмический рисунок песни;

  -   отработка несложных динамических изменений;                 

5.) Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения. Скорость смены аккордов.

6.) Использование звукозаписывающих устройств.

7.)  Формирование чувства целостности исполняемых песен. Объединяем бой на гитаре и вокал.

6. Отработка аккомпонемента и вокала на примерах различных песен.

Теория+практика:
1.) Привыкание к расположению струн с помощью простых упражнений
на инструменте.

2.) Ознакомление с приемами звукоизвлечения на гитаре.

3.) Отработка правильного ритма.

4.) Упражнения для правой руки:

   -   правильное положение правой руки  на инструменте.

   -   правильная постановка пальцев.
5.) Воспроизведение звучания открытых струн.

6.) Упражнения на смену пальцев.
7.) Овладение основными переборами;

8.) Отработка в упражнениях техники простого боя.

9.) Объединяем игру на гитаре с вокалом.

7.  Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной   культуры.

Теория:  Беседы об особенностях музыкально-выразительных средств  инструментальных  произведений.

Практика:  Посещение фестивалей и конкурсов, концертов.

Формирование культуры восприятия, умения грамотно оценивать исполнение  музыкальных произведений.

Репетиции и концертные выступления.

Теория:

Понятия о сценическом поведении на концертах, конкурсах, фестивалях.

Практика:

 Сольные выступления на мероприятиях разного уровня.

Цели программы

Цель программы: создание условий для развития у детей и подростков сознательного отношения к музыкально-творческой деятельности, воспитание их активными пропагандистами музыкального искусства.

Педагогическая целесообразность программы состоит в учете особенностей детей подросткового возраста, в дополнительной возможности самоутверждения и самореализации, в том числе и участие в фестивалях и концертной деятельности. Программа не предусматривает профессионального обучения, так как ориентирована на детей с различными музыкальными данными, на всех, кто желает научиться играть на шестиструнной гитаре и петь.

 

Результат программы

Личностные результаты:

- творческая самореализация личности ребенка посредством музыкального искусства;

- формирование мотивации использования репертуара, знаний и умений, приобретенных на занятиях в деятельности школьного коллектива, в быту, в досуге;

 - формирование социально-значимых компетенций, позволяющих эффективно социализироваться посредством навыков коммуникации, стрессоустойчивости, способности ставить цели и достигать их.

Предметные результаты:

- вовлечение ребёнка в систему опорных знаний, умений и навыков, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего  самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

- развитие музыкальности; певческого голоса; музыкального слуха (мелодического, ритмического, гармонического, динамического, тембрового), чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости; творческого воображения;

- достижение понимания образного и ассоциативного мышления, образного содержания музыки и умения эмоционально, выразительно передавать его в собственном исполнении;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений.

Метапредметны результаты:

- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры личности ребёнка;

- наличие интереса и любви к родной песне, певческому искусству, к музыке, желание слушать и исполнять ее для самореализации в сценической деятельности;

- наличие комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности и сотрудничества для включения в активную социально-культурную деятельность.

 

Особые условия проведения

Набор детей  по программе проводится по желанию, без предварительного прослушивания.

Общий объём программы: 72 часа в год, 2 часа в неделю (1 занятие длится 45 мин.).

Особенности организации образовательного процесса:

Группа по обучению игре на гитаре состоит из 6-8 человек. Раз в неделю на два часа ребята встречаются на фронтальном занятии, на котором дается теоретический материал и сразу же закрепляется на практике.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

·   Удобный, хорошо проветриваемый класс.

·   Музыкальные инструменты.

·    Сценическая площадка.

·   Аудио-аппаратура: компьютер, магнитофон.

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии:

При реализации данной образовательной программы используется электронное обучение: визуальные презентации, видеопрезентации отдельных тем, упражнений, создание музыкальных фонограмм. Использование дистанционных образовательных технологий (Платформа  ZOOM) позволяет оперативно доставлять информацию до обучающихся и их родителей, 60 % данной программы может быть адаптирована для дистанционного обучения.