"Чудное мгновение"

Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена тем, что обучение нестандартным техникам и методикам изобразительного искусства позволяет приобщить детей к творчеству, научить самостоятельно мыслить, анализировать и видеть мир в художественных образах. Часто обучение по традиционным и стандартным программам изобразительного искусства приводит к потере интереса к художественному творчеству. У детей возникают психологические барьеры «я не смогу», «у меня ничего не получается», «я никогда не научусь рисовать» и т.д., вследствие чего, возникает негативная самооценка. В связи с этим, появилась потребность создать программу «Скетчинг – техника быстрого рисунка». Применение оригинальных материалов (ракушки, камни, листья, вода, кофе, пластилин) в качестве живописной основы для эмоциональных и выразительные композиций способствует раскрытию творческой индивидуальности ребенка, пробуждает интерес к окружающей действительности и неживой природе, мотивирует на эксперимент и самостоятельные проекты. Поэтому настоящая программа решает не только художественные, но и психологические задачи, превращая работу детей в, своего рода, арт-терапию, способствующую снятию стресса, стиранию фобий и раскрепощению личности воспитанника.

Направленность программы

Данная программа имеет художественное направление.

 Уровень программы

Лучшее время для начала занятий по комплексной программе: 10-16 лет. Детям, которым хочется рисовать, несмотря на отсутствие базовых навыков и специальных талантов. Желающим свободно излагать свои мысли и чувства с помощью рисунка и творчески развиваться.

Уровень базовый.

 Особенность программы

Особенностью данной программы является то, что дети осваивают приемы классического рисунка (учатся передавать форму и фактуру предметов, находить их пропорции, светотень, группировать объекты в цельную композицию, выявляя центр, передний и задний план).

Обучающиеся приобретают практические навыки эскизирования, натурного рисунка, выполнения набросков, зарисовок и этюдов, овладевают приемами графического выполнения тонально-пятнового, силуэтного, линеарного и смешанного рисунка. Наряду с рисунком параллельно овладевают навыками эскизирования орнаментов: геометрических, растительных и других.

Программа имеет 3 тематических модуля: нетрадиционные изобразительные техники рисования, скетчинг и арт-терапия.

Педагоги

Андрюшкина Татьяна Анатольевна - педагог дополнительного образования

Содержание программы

1. Вводное занятие. 3 ч (сентябрь).

Знакомство с детьми. Беседа о планах и задачах объединения. Презентация программы. Инструктаж по технике безопасности.

Презентация готовых изделий и работ. Демонстрация необходимых материалов и инструментов.

Первичная диагностика подготовленности обучающихся (практикум по рисунку).

2. Нетрадиционные изобразительные техники рисования (сентябрь-декабрь)

2.1 Эбру и Марблинг. 6 ч.

Знакомство с цветовым кругом: ахроматические и хроматические цвета; холодная и теплая гамма; понятия контраста. Знакомство с древней турецкой техникой живописи. Краски, загустители и инструменты для рисования на воде. Разновидности эбру (баттал, хатиб, гребенчатое эбру, эбру-шаль, соловьиные гнезда). Символика в эбру. Цветы и их значение в турецкой живописи. Беседа о здоровом образе жизни.

Искусство марблинга (живописное марморирование и декорирование предметов: кость, дерево и пр.). Создание цветочных композиций: серия рисунков с символическим звучанием («Тюльпаны», «Розы», «Гвоздики» и другие). Изображение живой природы: птицы, бабочки.

2.2 Миниатюрная роспись (камней, ракушек и листьев). 12 ч.

Компоновка рисунка на природных материалах. Подготовка эскиза и работа в технике миниатюрной живописи. Прорисовка деталей. Плоскостное и объемные изображение на камнях. Пейзажные фрагменты на камнях. Стилизация в живописи. Создание живописных миниатюр в стиле русского-народного творчества (мезенская, городецкая, хохлома, гжель, матрешка). Мандала на камне. Беседа о здоровом образе жизни.

Мотивы русского народного творчества на осенних листьях. Изображение флоры и фауны, мандал и пейзажных фрагментов на камнях и ракушках.

3. Скетчинг (январь-февраль)

Вводное занятие. Основные понятия: перспектива, свет и тень, графический штрих.

3.1. С чего начинается скетч? 6ч.
Предметные зарисовки, опираясь на полученные знания о перспективе и композиции.

3.2. Ботанический скетчинг. 6ч.

Изучаем композицию и цветовые решения, зарисовки цветов.

3.3. Кулинарная инфографика. 6ч. Зарисовки своего любимого рецепта или готового блюда.

3.4. Интерьерный скетчинг. 6ч.
Перспектива и колористика. Рисунок интерьера с одной точкой схода.

3.5. Скетчинг городской среды. 6ч.
Перспектива экстерьера с двумя точками схода. Зарисовки города с фотографии.

4. Арттерапия (март-май)

4.1. Познай себя 3ч. – попросить каждого участника группы представить себя группе, не прибегая к словам и используя только рисунок. Попросить ребенка отразить на рисунке свои интересы, ценности, друзей, образ жизни и пр.

4.2. Город, страна 3ч. – Создание групповой композиции города, сказочной страны, можно вырезать домики, образы машин, городского транспорта, создать сады, парки, или придумать образы сказочных зверей.

4.3. Четыре стихии 3ч.- требуется создать рисунок, отображающие четыре стихии : земля, вода, воздух, огонь.

4.4. Парное рисование 3ч. – требуется разделиться по парам и каждой паре создать групповой рисунок, не оговаривая темы, по окончании выполнения рисунка проанализировать единым ли получился рисунок, есть ли общие черты.

4.5. Глухой телефон 3ч. – Первый участник в течении 2-х минут рисует рисунок, показывает его второму, тот пытается воспроизвести увиденное и показывает свой рисунок третьему и т.д.

4.6. Мандала группы 3ч. попросить участников группы создать общую мандалу всей группы.

Цели программы

Формирование художественно-творческих способностей детей, через экспериментально-художественную деятельность, приобщение к изобразительному творчеству при работе с различными нетрадиционными художественными материалами и техниками, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности.

Результат программы

Личностные результаты:

- умение обретать гармонию и самовыражаться в творчестве, стирая барьеры "я не смогу и у меня не получится«;

- умение включать работу обоих полушарий, проявляя интуицию.

Предметные результаты:

- основы рисунка и создания декоративных композиций (виды выполнения рисунка – с натуры, по воображению, по представлению; графические способы выполнения рисунка–абрисный, тонально-пятновой, силуэтный, штриховой; выполнение рисунка в технике оттиска с воды(эбру), граттажа; этапы и правила построение мандал (мандалотерапия); геометральный метод в рисунке и прорисовке орнаментов, понятия симметрии и гармонии;

- основы живописной грамоты (понятие цвета и тона, тоновая градация и растяжка цвета, правила смешения цветов, виды мазков, приемы заливки лессировки, подмалевка, стирания границ цвета, размывки и прочие; способы нанесение краски «по сухому», «сухое по мокрому» и другие, понятие фактуры и оптических иллюзий в живописи, понятие контраста и нюанса);

- основные жанры и стили в живописи, включая пуантилизм (акрил, акварель, гуашь) и гризайль (кофейная живопись);

- способы декорирования различных фактур (стекло, дерево, камень,) с помощью акриловых контуров.

 Метапредметные результаты:

- умение взаимодействовать в условии групповых занятий, нести ответственность;

- умение соотносить свои действия с прогнозируемыми результатами, осуществлять самоконтроль;

- усидчивость, трудолюбие;

- толерантность, а также живой интерес к искусству и культуре разных стран;

- научится самостоятельно создавать живописные работы, используя разнообразный материал, в различных жанрах и техниках изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Особые условия проведения

Отличительной особенностью данной программы является то, что дети осваивают приемы классического рисунка (учатся передавать форму и фактуру предметов, находить их пропорции, светотень, группировать объекты в цельную композицию, выявляя центр, передний и задний план).

Обучающиеся приобретают практические навыки эскизирования, натурного рисунка, выполнения набросков, зарисовок и этюдов, овладевают приемами графического выполнения тонально-пятнового, силуэтного, линеарного и смешанного рисунка. Наряду с рисунком параллельно овладевают навыками эскизирования орнаментов: геометрических, растительных и других.

Материально-техническая база

Кабинет адаптированный для групповых занятий с детьми (с учетом освещения, наличия необходимой мебели;

- методические пособия (стенды, плакаты, методические пособия, плакаты по технике безопасности при работе в кабинете, фонд творческого коллектива)

- мультимедийные средства (проектор, ноутбук);

- натурным реквизитом (муляжи фруктов, драпировки, гипсовые формы и прочее);

- бумага: акварельная А 3, бумага для пастели А3, ватман, холсты 20×30 см, картон формата А4, плотная бумага А4;

- пигменты: акварель, гуашь, акрил, пастель;

- карандаши простые, ластик, "клячка«;

- маркеры, фломастеры, линеры;

- кисти: от 0 до 20 синтетика, веерные кисти;

- иные материалы и инструменты: кофе растворимый, пластилин, канцелярский нож, шило, гребень, акриловые контуры универсальные, мыло и тушь и восковые мелки для граттажа, акриловый лак, поддон для эбру и шила разных диаметров, гребень для эбру, соль, спонжи, материалы для декорирования (бусины, стразы), дотсы, ватные палочки, зубная щетка для приема «набрызгивание», мастихин, шпажка.

Раздаточный материал для обучающихся: референсы, примеры работ известных художников, примеры результатов применения различных техник и методик рисования.