"Легофантазеры"

Программа позволяет влиять на развитие личности дошкольников с помощью применения лего-технологий. Содержание Программы включает в себя игровые технологии, что помогает не только конструировать модели, а также их обыгрывать в процессе занятий. Работа с образовательными лего- конструкторами позволяет воспитанникам в форме познавательной игры узнать многие важные жизненные навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания - от теории конструирования до психологии, - что является вполне естественным и способствует также развитию практических навыков у дошкольников.  Лего-конструирование в Программе объединяет в себе элементы игры с экспериментированием; активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает их конструктивные способности, способствует самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень познавательную активность дошкольников, которая является одной из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Дошкольники в конструктивной деятельности учатся работать как небольшой группой, так и целым коллективом, вследствие чего развиваются речь и коммуникативные навыки. Созданные лего-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, лего-элементы используются ими в дидактических играх и упражнениях, при подготовке к обучению грамоте, ознакомлении с окружающим миром.

Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы технического творчества для детей. И так как детей привлекает конструирование, то этот вид деятельности необходимо развивать у детей. Работа с деталями конструктора развивает мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Конструкторы лего имеют ряд преимуществ перед другими: уни­кальный пластмасс, большое разнообразие деталей, яркость, качество, без­опасность, эргономичность, разнообразие тематик и деталей, свобода в вы­боре тематик, большой интерес именно к этому конструктору со стороны де­тей. Лего-конструирование не имеет возрастных ограничений, дети имеют возможность продолжать занятия данным видом деятельности, усложняя и совершенствуя свои умения в области конструирования и проектирования архитектурных сооружений, механизмов, машин, создания действующих мо­делей. Работа с образовательными конструкторами   позволяет  в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и раз­вить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Поэтому написание данной Программы стало актуальным.

Темы для конструирования подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач расширять кругозор ребенка в самых разных областях человеческой жизни. Особенностью программы является также предоставление детям права выбирать самостоятельно тот или иной конкретный объект конструирования в рамках темы. Программа учит детей осмысленному, творческому подходу к техническому конструированию. Со¬держание программы направлено на приобретение общих умений и навыков, на развитие интеллектуальной и практической деятельности. Программа лего-конструирования «Легофантазеры» последовательно, в виде разнообразных игровых интегрированных тематических занятий позволяет познакомить детей с возможностями лего- конструктора, научить их строить сначала простые, а затем более сложные модели, мотивировать на самостоятельное создание своих, придуманных построек. Программа помогает целенаправленно формировать у дошкольников умение пользоваться инструкциями, схемами, развивать пространственное воображение, техническое мышление. Отличительной особенностью Программы является то, что занимаются в объединении и дети, имеющие особенности развития, ограниченные возможности здоровья.

Педагоги

Федорович Любовь Петровна - педагог дополнительного образования высшей категории

Содержание программы

1.Вводное занятие. Техника безопасности. Рассказать о технике безопасности на лего- занятиях. Конструктор - возможности для творче­ства. Правила работы с конструктором. В форме опроса и игры «Безопасность на занятии у легофантазеров» закрепить знания по технике безопасности. Тема: название деталей, исследование цвета и формы деталей. Знакомство с деталями лего, рассказать о видах деталей.

2.Тема:  Понятия высота, ширина, длина; понятия больше, меньше, рав­но. Научить сравнивать детали по раз­меру, по количеству. Учить детей располагать детали в порядке убывания величины. Изучаем понятия: маленький-большой, высокий-низкий, узкий-широкий, длинный-короткий, близко-далеко, слева- справа. Игра: «Юный математик». Цель закрепить рассмотренные понятия. Во время игры дети показывают высоту, ширину, длину деталей и сравнивают детали по раз­меру, по количеству.

3.  Тема: Скрепление деталей. Способы крепления деталей. Демонстрация способов крепления. Рассмотреть возможные способы соединения деталей (стопкой, внахлест, ступенчатое). Учить составлять простейшие постройки, разных по высоте. Знакомить со способами соединения деталей. Способы создания более крупных пластин из небольших, при отсутствии пластин нужного размера (например, для кон­струирования перекрытий). Развивать пространственную ориентировку.

4. Тема: Устойчивость (формирование понятий). Исследование устойчивости. Прочность конструкции (формирование понятий). Опыты на устойчивость. Индивидуальная практическая работа. Строим башни. Постройка башен разных по высоте.  Понятия: больше - меньше, выше - ниже. Сортируем башни по высоте. Сравнение прикладыванием. Учимся описывать конструкцию (какая: высокая, низкая, выше этой, ниже той и т.д.). Моделируем башни. Конструируем самую устойчивую и высокую башню. Дети должны научиться ориентироваться в понятиях выше - ниже, шире - уже.

5. Тема: Геометрические фигуры. Геометрические фигуры вокруг нас. Знакомство с плоскими геометри­ческими фигурами: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб. Рассказ, беседа с опорой на опыт детей с использованием наглядности.

6. Тема: Предметный мир. Пространственные фигу­ры - куб, параллелепипед, призма, конус, цилиндр. Рассматриваются бытовые предметы и различные архитектурные сооружения, в составе которых можно увидеть простые фигу­ры - куб, параллелепипед, призма, конус, цилиндр.

7.Тема: Моделирование домиков, комнат. Продолжать учить составлять простейшие постройки. Продолжать знакомить со способами соединения деталей. Закрепить название деталей, пространственную ориентировку, чередование по цвету. Познакомить с основными частями конструкции.

8. Тема: Моделирование мебели.Формирования обобщённых представлений о мебели. Закрепление знания названий деталей конструктора (блок, пластина). Объяснение способа сборки модели по образцу. Показ способа работы. Изготовление прочной модели стола. Продолжение формирования обобщённых представлений о мебели. Развитие способности видеть функциональные части предмета. Изготовление прочной модели стула. 

 9.Тема: Мир симметричных фигур. Развивать фантазию, пространственную ориентировку. Цветик – семицветик. Учить строить цветочек. Развивать творческое воображение и фантазию, навыки конструирования, мелкую моторику рук. Развивать творческое мышление и фантазию. Конструирование по замыслу Мир симметричных фигур. Эксперименты с зеркалом. Конструируем бабочку, божью коровку. Конструируем симметричные ворота, симметрич­ные буквы. Подведение итогов. Выставка работ. Презентация конструкции. Оценка работ друг друга.

10. Тема: Моделируем лесенки, мосты, спортивные площадки, детские площадки. Опыты с прочностью. Индивидуальные практические занятия: кир­пичная кладка, лесенка, горка.

11. Тема: Моделирование животных. Моделирование цыпленка, курочки, собачки, жирафа и др. Учить анализировать образец и находить в них основные части. Развивать пространственную ориентировку, художественно -эстетический вкус.

12. Тема: Фантазии легофантазеров. Проект «Мир будущего», «Робот помощник». Фантазии детей. Моделирование великанов. Продолжать развивать интерес к конструктивной деятельности. Учить анализировать образец постройки, выделяя основные части, их пространственное расположение, планировать последовательность создания постройки.

 13. Тема: Космические фантазии. Проект «Космические дали». Познакомить с первым космонавтом нашей страны. Познакомить с профессией космонавта. Рассказать о космосе и о планетах. Учить конструировать ракету при помощи конструктора.

14. Тема: Театрализация любимых сказок. Обыгрывание конструкций с использованием театрализованных представлений.

15. Тема: Зимние фантазии. Учить анализировать образцы. Развивать фантазию, художественно-эстетический вкус.

16. Тема: Итоги обучения. Итоговое занятие: «Фантазируй! Конструируй! Играй!».

Цели программы

Развитие технических, творческих способностей обучающихся детей через лего конструирование.

Результат программы

1. Сформировать у детей знания о деталях лего, умение ориентироваться в понятиях высота, ширина, длина; понятия больше, меньше, рав¬но, маленький-большой, высокий-низкий, узкий-широкий, длинный-короткий, близко-далеко, слева- справа.

2. Выработать умение соединять детали. Формирование у детей понятия устойчивость, прочность конструкции. 

3. Проявление творческих способностей у детей, навыков моделирования.

4. Развитие речи: умение выражать свои мысли, рассказывать о своей модели, развитие внимания, фантазии, развитие навыков самопознания, представлений о ценности другого человека и самого себя;

Особые условия проведения

Возраст обучающихся дети 5-7 лет.  В образовательный процесс по данной программе принимаются дети с ОВЗ. Программа предусматривает свободный прием на обучение, без специальной подготовки.

Материально-техническая база

Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие условия. Предметно-развивающая среда строительные наборы и конструкторы: - настольные; - напольные; - деревянные; - металлические; - пластмассовые (с разными способами крепления). В наборы входят: кирпичики разных цветов и размеров, кирпичики - призмы, скошенные вниз под разным углом (крыша), скошенные вверх, колеса, оси, тонкие кирпичики-пластины разного размера, различные детали, позволяющие делать вращающиеся механизмы, двери, окна и др. Пластины-плато. Детали, как елка, деревья, человечки, флажки, палочки и детали для конструирования, различных коттеджей, домов, мостов, беседок. Для обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки и др.). Демонстрационный материал: - наглядные пособия; - цветные иллюстрации; - фотографии; - схемы; - образцы; - необходимая литература. Картинки автомобилей различного назначения: грузовые, легковые, «скорая», «мили­ция», подъемные краны, трактор, автобус. Картинки: воздушный транспорт: вертолёты, самолеты разного вида и назначения; водный транспорт: разного исторического периода и назначения; подводные лодки, батискафы; космические аппараты; поезда; изображения различных   архитектурных памятников. Геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, цилиндр, кубик, параллелепипед, призма, конус).   

Для проведения   занятий используется кабинет с мебелью -  столы, стулья. Техническая оснащенность: компьютер, телевизор, магнитола, фотоаппарат; USB – флеш накопитель, демонстрационная магнитная доска.