Лесной инжиниринг

Базовое действие в Программе – проектирование.

Программа реализуется в режиме погружения в форме организационно-деятельностной игры «Лесной инжиниринг»: описание и разработка проекта освоения лесного участка с сохранением устойчивости лесной экосистемы.

Программа представляет собой совокупность трех последовательных блоков, объединённых единой тематикой рационального использования лесных  ресурсов с позиций разных профессий лесной отрасли и позволяет включать старшеклассников в индивидуальную и коллективную проектную деятельность:

 В I блоке (организационно-подготовительный «Карта возможностей»)   старшеклассники поочередно знакомятся со спецификой деятельности профилей «Лесоинженерное дело», «Природоохранное обустройство территории», «Содово-парковое и ландшафтное строительство», «Лесное дело и лесное хозяйство», проектируют возможные профессии лесной отрасли и параметры к ним, определяют один из профилей своей дальнейшей проектной деятельности.

Во II блоке (разработнический «Лесные экосистемы») участники анализируют состояние лесного участка и проектируют устойчивые экосистемы в выбранном ими профиле.

В III блоке (технологический «Лес - инжиниринг»)   участники проектируют освоение лесного участка с сохранением устойчивости лесных экосистем - т.е. разрабатывают проекты эксплуатации лесов.

Каждый тематический блок завершается итоговым мероприятием и имеет продукт образовательный деятельности.

Педагоги

Педагоги дополнительного образования Красноярского краевого центра "Юннаты", имеющие  высшее образование по профилю программы.

Приглашенные эксперты и лекторы из числа преподавателей Института лесных технологий Сибирского государственного университета науки и технологий им М.Ф. Решетнева и Дивногорского техникума лесных технологий

Содержание программы

I. Блок «Карта возможностей»
Введение в программу: Значение естественнонаучных дисциплин в деятельности специалистов лесной отрасли
Марафон – погружение: Профили лесной отрасли. Деловая игра «Карта возможностей»

(самоопределение старшеклассников в выборе  профиля лесной отрасли)

II. Блок «Исследования лесных экосистем»
Значение леса и лесной науки в социально-экономическом развитии Красноярского края. Определение возможных направлений исследования
Оценка ресурсного потенциала лесов Красноярского края. Определение возможных направлений исследования
Планирование исследований лесной направленности с учетом специфики выбранного профиля
Выбор методов исследований лесных ресурсов с учетом специфики выбранного профиля
Исследования лесных ресурсов с учетом специфики выбранного профиля
Конференция

III. Блок «Лес – инжиниринг»
Проектирование устойчивых лесных экосистем
Организационно-деятельностная игра «Лес - инжиниринг»
«Лес. Герои нашего времени» (роль ученых и профессионалов в развитии лесной отрасли региона)
 

Цели программы

Освоение старшеклассниками основ проектирования через включение в разработку проектов по поддержанию устойчивости лесных экосистем региона посредством их исследования.

Результат программы

Критериями оценки являются уровень информационных и деятельностных результатов, исследовательская активность, предполагающие:

знания для объяснения или прогнозирования естественных явлений в лесных экосистемах;

сформированность умений понимания текстов, обработки и представления информации в разных формах;

устойчивый интерес к исследованию: понимание значимости исследования, наличие познавательных и личностных мотивов;

  исследовательский опыт в ходе практической деятельности, развитие навыков: целеполагания, мыследеятельности, обобщение результатов исследования и формулирование выводов, самоанализа и самооценки собственных исследований;

накопление опыта проектной деятельности в области рационального природопользования: описание лесной экосистемы с учетом результатов исследования, целеполагание, просчет экологических последствий, разработка предложений по рациональному использованию и охране лесных экосистем, выстраивание партнерских отношений.

Особые условия проведения

Участниками программы могут стать школьники 14 - 17 лет, прием в программу осуществляется на основании заявления от родителей (законных представителей)

Материально-техническая база

Информационное обеспечение программы

 Тезисы лекций и докладов, заявленных в образовательной программе. 
 Нормативно-правовая документация (федеральные и краевые документы):  Лесной кодекс Российской Федерации, Программа социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года

Методические пособия:

Методические пособия по полевой экологии для педагогов дополнительного образования и учителей; «Работа с населением по предотвращению лесных пожаров», «Работаем вместе - защищаем лесные сообщества», «Экологическая азбука леса», «Социально – экологический словарь для молодёжи», «Мониторинг лесных экосистем», «Тренинг креативности», «Опыт поддержки и развития малого и среднего предпринимательства зарубежных стран: аналитический материал».

 Справочные материалы:

 административный аналитико-справочный материал территорий края - мест проживания участников:
1.    Характеристика социально-экономического развития своей территории («дотационная» или «донорская» территория, численность и занятость, населения, основные предприятия и сумма отчислений в бюджет территории, основные отрасли экономики, обеспеченность природными ресурсами, перспективы развития территории и т.п.).
2.    Характеристика развития лесной отрасли своей территории с учетом использования древесных и недревесных ресурсов леса (перспективы развития предприятий по использованию (заготовке, переработке) древесных и недревесных ресурсов леса; виды недревесных ресурсов леса, наиболее распространенных в территории и т.п.)
3.    Основные данные предприятий лесной отрасли  своей территории (основное направление деятельности, форма организации, экономические показатели предприятия, количество человек, работающих на предприятии, средняя заработная плата и т.п.).
4.    Регламент лесничества (оценка лесных ресурсов, виды и нормы их использования, первый том; план лесонасаждений, таксационное описание).
5.    Отчёт лесничества  «Сведения о лесных пожарах» за предыдущий год.
6.    Отчёт лесничества «Сведения о выполнении мероприятий по противопожарной профилактике в лесу» за предыдущий  год.
7.    Карта – схема территории, закреплённой за школьным лесничеством или территории, наиболее часто посещаемой населением.
8.    Информационная справка об учреждениях и ведомствах (государственные, некоммерческие, коммерческие структуры), действующих на территории местопроживания участников и перспективы возможного сотрудничества с ними  в области  противопожарной  лесной пропаганды.

Учебная литература:
по     организации «лесных» предприятий,  гражданскому праву, предпринимательскому праву, экономике предприятий ЛПК, лесной экологии,  лесоводству и лесоведению, биологии, исследовательской деятельности.

Дидактический материал:

         финансовая документация предприятий ЛПК края:
годовые отчеты краевого государственного учреждения «Красноярское лесничество» (2018-2020 г.г.), «Бизнес-план деревообрабатывающего предприятия ОАО «КАНСКВУД» г.Канска, прайс-листы на древесину и  недревесную продукцию предприятий края, Российских производителей;

         юридическая документация предприятий ЛПК края:  Экологический паспорт, Устав и трудовой договор деревообрабатывающего предприятия; «Федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц», «Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности», «Федеральный закон об обществах с ограниченной ответственностью», «Федеральный закон о рекламе», формы документов, используемых при государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, и требования к их оформлению, формы документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц и требования к их оформлению.

Учебно – методическая литература для педагогов, Учебно-методическая литература для обучающихся