"Умные лыжи"

Новизна  образовательной программы

            При обучении используются наглядные пособия и технические средства обучения. На занятиях с детьми применяется игровой метод. Помимо игровых заданий, подвижных игр, в тренировочных занятиях используются элементы спортивных игр на уменьшенных площадках по упрощенным правилам.

 

 

Актуальность

          Доступность лыжного спорта делает его очень популярным среди детей, взрослых. Поддержать интерес детей к лыжному спорту предполагает реализация данной Программы. Программа «Умные лыжи»  обусловлена положительным оздоровительным эффектом, компенсацией недостаточной двигательной активности современных детей, формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией развития физических качеств, совершенствованием функциональных возможностей организма и повышением работоспособности. Совокупность перечисленных эффектов будет определять физическую дееспособность воспитанников в будущем. Ведь главная ценность лыжного спорта в его массовости, в  побуждении человека систематически готовится, накапливать силы, выявлять свои возможности, управлять ими сознательно и целенаправленно, приучает постоянно работать над собой.

 

6.  Педагогическая целесообразность

          Разработанная программа «Умные лыжи»  служит основой для эффективного построения занятий  «Лыжной подготовки» и характеризуется:

1. Физкультурно-оздоровительной направленностью;

2. Направленностью на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально- технической оснащенностью учебного процесса, регионально климатическими условиями и видом учебного учреждения;

3. Направленностью на реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

4. Направленностью на реализацию принципа комплексности, предусматривающего тесную взаимосвязь физической, теоретической подготовки, воспитательной работы, педагогического и медицинского контроля;

5. Направленностью на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности.

Педагоги

Кудрявцева Алена Валерьевна - педагог дополнительного образования высшей категории

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Теория (0,5ч): Спорт. Зимние виды спорта. Техника безопасности. Правила поведения в помещении, на прогулке, в лесу.

Раздел 1. «Легкая атлетика»

Тема 1.1. Игры и упражнения  на устойчивость, координацию движений.

Практика (6 ч.): Упражнения Цапля, или Золотой петух стоит на одной ноге, на цыпочках, друг перед другом, ласточка, ходьба по линии, поза лилии, бег в высоту от доктора Попова, приставочный шаг, вращение вокруг своей оси и др.

Тема 1.2. Игры и упражнения  на силу воли и выносливость

Практика (6 ч.): Игра «Лови — толкай»
Цель игры: научить детей рассчитывать свои силы при выполнении однообразных движений. Игра тренирует мышцы ног и поясничного отдела, а также развивает быстроту и четкость движений.

Игра «Колобок». Цель игры: развить у детей навыки бегания, способствовать вырабатыванию правильного дыхания. Игра делает детей более выносливыми и быстрым.
Игры «Кто сильнее?», «Перетяжки», «Мышкин дом», «Репка»
Цель игр: развить у детей силу и выносливость.

Тема 1.3. Спортивные игры и эстафеты

Практика (2,5 часа): двигательно-соревновательные действия в спортзале, на площадке, где ребенок  принимает активное участие, занимая позицию активного субъекта взаимодействия. Игра-эстафета на ловкость и скорость
Раздел 2Лыжная подготовка

Тема 2.1. Лыжи. Знакомство  со спортивным оборудованием и способом ухода за лыжами. 

Теория (1 час): Просмотр альбома «Лыжные виды спорта».  Презентация: «Откуда пришли лыжи» (из истории).

Практика (1 час): Обучение детей одеванию и шнуровке ботинок, креплению их к лыжам, ходьба по залу на лыжах. Игра: «Кто быстрее»

Цель: совершенствовать умение переносить лыжи.

Тема 2.2. Стойка лыжника

Практика (2 часа): Игра «Где же наши ручки?», «Где же наши ножки?»

Цель: освоение чувства лыж. Игра «Лошадки», «Большие и маленькие»

Цель: развитие устойчивого равновесия на лыжах. «Карусель»

Цель: совершенствовать стойку лыжника.

Тема 2.3. Ходьба на лыжах ступающим шагом без палок. Падение

Практика (6 часов): Игра «Кто самый быстрый?» Цель: учить ходьбе на лыжах по ровной лыжне.  «Попади в цель» Цель: упражнять в устойчивом равновесии. «Будь внимателен» Цель: закреплять навык передвижения на равнине. Падение и правильный подъем.

Тема 2.4. Скользящий шаг

Практика (4 часа):Игра: «Кто дальше» Цель: овладение скользящим шагом.

Игра:«Пройди и не задень». Цель: развитие пространственных ориентировок.

Игра: «Самокат». Цель: закреплять технику ходьбы скользящим шагом.

Игра: «Кто быстрее принесет снежный ком» Цель: развитие быстроты.

Игра: «Идите за мной». Цель: закреплять навыки ходьбы на лыжах скользящим шагом в быстром темпе.

Тема 2.5. Попеременный двухшажный и бесшажный ход

Практика (4 часа): Игра: «Заморожу» Цель: способствовать развитию общей выносливости. Игра: «Финские горки», «Самокат».

Тема 2.6. Поворот на месте и в движении

 Практика (4 часа): Игра: «Салки на лыжах». Цель: развитие скоростно-силовых качеств. Игра: «Трамвай» Цель: закреплять пространственные ориентировки. Игры: «Зигзаг», «Змейка», «Поверни на месте».

Тема 2.7. Торможение

Практика (2 часа):торможение «Плугом», Игра: «Стой»

Тема 2.8. Спуск с горки в низкой, средней, высокой стойке

Практика (4 часа): Игра: «Не урони» Цель: закреплять навык спуска. Игра: «Поймай предмет». Цель: закреплять навык спуска, развивать ловкость.

Тема 2.9. Подъемам на горку обычным шагом, «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой»

Практика (3 часа): Игра: «Кто лучше рисует елочку», «Лесенка»

Тема 2.10. Передвижение по пересеченной местности, преодолевая встречающиеся препятствия

Практика (6 часов): Игра: «Сороконожки». Цель: закреплять навык скольжения в колонне. Игра: «Через препятствие». Цель: закреплять навык передвижения на лыжах на неровной поверхности. Игра: «Следопыт» Цель: закреплять навыки передвижения на лыжах в медленном темпе. Игра: «Ворота», «Догони», «Пройди через лабиринт» Цель: совершенствовать согласованную работу рук и ног при ходьбе на лыжах скользящим шагом в изменяющихся условиях. Игра: «Два мороза», «Эстафета в парах»

Цель: развивать быстроту.

Тема 2.11. Соревнования «Лыжные гонки»

Практика (1 час): Индивидуальные соревнования «Лыжные гонки» на 0,5 км в естественных условиях (лес).

Цели программы

Создание условий для повышения психофизического потенциала ребенка и социальной адаптации детей с 5 до 7 лет посредством обучения детей ходьбе на лыжах с учетом их физиологических особенностей.

Результат программы

К шести годам:

•         уверенно выполняет ступающий, скользящий и переменный лыжный ход, повороты на месте на лыжах, подъемы на гору ступающим шагом и полу елочкой, соблюдает правила надевания и переноса лыж под рукой;

•          имеет элементарные знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью человеку,

•          соблюдает элементарные умения и навыки личной гигиены, содействующие поддержанию, укреплению и сохранению здоровья;

•          двигательный опыт ребенка богат (объем освоенных основных движений, общеразвивающих упражнений спортивных упражнений);

•          в двигательной деятельности проявляет хорошую выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость;

•          в поведении четко выражена потребность в двигательной деятельности и физическом совершенствовании;

•          проявляет стойкий интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, избирательность и инициативу при выполнении упражнений;

•          имеет представления о некоторых видах спорта;

•         уверенно, точно, в заданном темпе и ритме, выразительно выполняет упражнения;

•          проявляет необходимый самоконтроль и самооценку;

•          мотивирован на сбережение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих его людей;

•         умеет практически решать некоторые задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;

•          готов оказать элементарную помощь самому себе и другому (закрепить лыжные крепления, подняться, обратиться к взрослому за помощью).

К семи годам:

•         уверенно выполняет скользящий попеременный двух-шаговый ход на лыжах с палками, подъемы и спуски с горы в низкой и высокой стойке;

•          двигательный опыт ребенка богат;

•          результативно, уверенно, мягко, выразительно с достаточной амплитудой и точно выполняет физические упражнения;

•          в двигательной деятельности успешно проявляет быстроту, ловкость, выносливость, силу и гибкость;

•          осознает зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом;

•          проявляет элементы творчества в двигательной деятельности: стремится к неповторимости (индивидуальности) в своих движениях;

•          проявляет постоянно самоконтроль и самооценку;

•          стремится к лучшему результату, к самостоятельному удовлетворению потребности в двигательной активности за счет имеющегося двигательного опыта;

•          имеет начальные представления о некоторых видах спорта;

•          имеет представления о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его;

•          ребенок владеет здоровьесберегающими умениями: навыками личной гигиены, может определять состояние своего здоровья;

•          может оказать элементарную помощь самому себе и другому (закрепить лыжные крепления, подняться, обратиться за помощью ко взрослому).

Особые условия проведения

Программа адаптирована для детей с задержкой психического развития, в основе лежит игровые технологии.

Материально-техническая база

 Раздел «Лёгкая атлетика»:

Спортивный зал, помещение для хранения инвентаря.

−          Тренажеры различной модификации, мячи, скакалки, гимнастические палки, массажные мячи, атрибуты для эстафет: фишки, флажки, обручи, мячи, эстафетные палочки и т.д. Перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, мультимедиа-проектор);

 

 Раздел «Лыжная подготовка»: площадка на улице для занятий лыжами, оборудованная лыжня,  не менее 12 пар лыж с ботинками, сушилка для ботинок, подсобное помещение для лыж. Специальная, удобная одежда для лыжников.